Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

«Чайка»: арт-проект подо льдом

Дата публикации: 08.07.2016

«Проект NikonPro»

«Чайка»: арт-проект подо льдом

В конце февраля амбассадор Nikon Виктор Лягушкин объявил, что начинает реализовывать проект #Чайка, в котором человек будет «летать» подо льдом. Он подразумевал создание фотоистории, художественного видеоролика и документального фильма. Роль Чайки должна была сыграть Наталья Авсеенко, чемпионка и рекордсменка мира по фридайвингу. Именно с ней знаменитый фотограф сделал свой ошеломляющий проект «Принцесса Китов».

К проекту #Чайка Виктор шёл долго, несколько лет. За это время первоначальная идея несколько трансформировалась. Съёмки планировалось провести на затопленном карьере Лазурный, что под Нижним Тагилом. Когда-то в нём добывали асбест. Потом его забросили, и карьер заполнили грунтовые воды. Под водой оказался и берёзово-сосновый лес, который из-за особых химических свойств воды законсервировался и стоит на дне до сих пор, сохранив листья и хвою. На одном из подводных плато карьера находится затопленный самолёт АН-2.

NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F7.1, 1/100 с, 16.0 мм экв.

Первоначально планировалось подвесить самолёт на тросах подо льдом и буксировать с помощью джипа, чтобы он «летал» над лесом, а рядом плавала хрупкая фигурка девушки. Но возникло опасение, что кукурузник не выдержит такой нагрузки. План съёмки было решено изменить.

Новая фотоистория должна была рассказать о неизведанном мире по ту сторону льда, где царят свои, волшебные законы. В этот мир героиня попадает случайно, просто провалившись под лёд, как Алиса Льюиса Кэрролла в кроличью нору.

NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F9, 1/125 с, 16.0 мм экв.

Для съёмок этого фото Наталье пришлось повесить на себя большое количество грузов, чтобы упасть на дно на полном вдохе в толстом гидрокостюме, который надет под сценический костюм. У самого дна, слева и справа её ждут страхующие дайверы, которые дают модели воздух и поднимают её на поверхность для следующего дубля.

Понятно, что время, которое Наталья может провести в ледяной воде, весьма ограничено, поэтому необходимо снимать фото и видео одновременно. Было решено использовать постоянные источники света — пещерные фонари Scurion. На этом фото использовались два фонаря, включённые на полную мощность на самом широком угле.

По сюжету главная героиня после падения в полынью приходит в себя и не видит майны над головой, но обнаруживает перед собой пустынную дорогу и принимает отчаянное решение идти по ней.

NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/125 с, 16.0 мм экв.

Наталья действительно шла под водой на задержке дыхания от одного страхующего к другому. Дайверы находились довольно далеко от неё, поэтому была разработана специальная система жестов, определяющих, какая помощь требуется актрисе в данный момент.

Что касается художественной стороны фотографии, то особую выразительность ей придаёт пустынная дорога и нависающее ледяное «небо», с которыми контрастирует летящий силуэт Чайки.

NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/125 с, 16.0 мм экв.
NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F9, 1/80 с, 16.0 мм экв.

Это были непростые сцены, но снимать полёт было ещё сложнее. Как снять полёт, чтобы зритель в него поверил? Наталья должна по-настоящему взлететь. Но она совершенно не может двигаться в сценическом костюме и без ласт… И тогда Виктор попросил технических дайверов из Екатеринбурга привезти подводный буксировщик. Испытания показали, что мощный буксировщик вполне может тащить и дайвера, который им управляет, и Наталью в развевающихся одеждах. Теперь предстояло придумать, как снять общий план, на котором не оказалось бы ни буксировщика, ни страхующих дайверов, но при этом иметь возможность в случае необходимости как можно быстрее помочь актрисе.

Первая проблема решалась очень легко: если тащить Наталью на длинной и тонкой леске, то буксировщик выйдет за пределы кадра, а леска не будет видна.

NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F6.3, 1/125 с, 16.0 мм экв.

После долгих обсуждений было найдено решение. Летать Чайка будет из одной майны к другой. В каждой будет закреплена верёвка с грузом, чтобы Наталья могла восстановить дыхание после пролёта, и около каждой будут ждать два страхующих дайвера.

Виктор сделал несколько разведывательных погружений, чтобы тщательно изучить место съёмки. Между майнами получалось около 30 метров, и некоторые участки пути Чайки над лесом закрывали деревья. А если в таком месте леска оборвётся или с Наташей что-то случится? В этих местах решили поставить страхующих. А если что-то произойдёт у дайвера из обеспечивающей группы, и ему придётся срочно прервать погружение и покинуть свой пост? Нужны дополнительные страхующие. Команда разрослась до невероятных размеров.

Чем больше людей участвует в съёмках, тем выше вероятность ошибки: кто-то может забыть о своей задаче или случайно попасть в кадр. А ведь количество попыток сильно ограничено. Чтобы этого не произошло, каждый член команды должен был выучить свою роль назубок, затем Виктор провёл несколько репетиций на суше. И только когда все безукоризненно запомнили свои задачи, съёмочная группа ушла под воду.

Тренировки были не напрасны, всё прошло на отлично, и Виктору удалось сделать вот такой замечательный кадр:

NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/40 с, 16.0 мм экв.

Ни в одном из проектов Виктор не упускал случая использовать свой коронный художественный приём — контровое освещение. На этом фото сильный бэклайт не только создаёт акцент на фигуре девушки, но и придаёт фотографии ощущение таинственности, некоторого волшебства. Деревья переднего плана подсвечены накамерными вспышками, но Виктор оставил их тёмными, будто сжимающими фигурку Чайки. Деревья стали похожи на демонов, которые пытаются её удержать.

NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F10, 1/100 с, 16.0 мм экв.

Солнце, просвечивающее сквозь толщу льда превратило поверхность в своеобразное небо, на котором человеческие, собачьи и снегоходные следы начертили неведомые знаки. Среди них глаз узнаёт силуэт летящей чайки. И девушка, освещённая контровым светом, будто порывается лететь ей вослед.

Силуэт птицы, чьим именем назван проект, нарисовал на льду известный питерский художник и график Денис Лотарев. Размах крыльев его творения составил около семи метров.

FC300X / 20.7 mm УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/3200 с, 20.0 мм экв.

Фото Виктора Лягушкина, как всегда, будоражат воображение, раздвигают границы реального и вызывают желание узнать больше об этом необыкновенном проекте. Скоро будет готов документальный фильм о #Чайке, так что следите за новостями.

Дата публикации: 08.07.2016
Комментировать
31ff38fd 2937 484b 84a7 75b415a55c90 square 100
Виктор Лягушкин

Фотограф National Geographic, известный своими подводными и пещерными съемками. Он - автор более тысячи публикаций и репортажей в самых известных журналах мира, художник-декоратор по образованию, победитель многих международных конкурсов по фотографии, лауреат национальной премии «Подводный мир», амбассадор Nikon. Его работы выставляются и публикуются во всем мире и производят на людей неизгладимое впечатление.

Побывав в Ординской пещере, фотограф захотел показать людям то, чего они никогда не смогут увидеть. Идея переросла в проект, положивший начало профессиональной карьере Виктора – съемка оказалась настолько интересной общественности, что после выхода книги «Ординская пещера. Познание» у фотографа совсем не осталось времени на прежнюю, «сухопутную», работу.

Проекты Виктора Лягушкина:
2010 – Ординская пещера. Познание
2011 – Принцесса китов
2011 – Пещеры Урала
2012 – Черек-Кель. Кувшин джина
2012 – Хозяйка Орды
2013 – Ледяное подземелье
2013 – Балтика. Тайны затонувших кораблей
2014 – Быть дельфином
2015 - Чужие на Байкале

Подробнее о Викторе Лягушкине можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus