Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Дмитрий Зверев об уникальном супертелевике

Дата публикации: 02.03.2016

Мой обзор субъективен. Я не буду пользоваться приборами. Буду только руководствоваться своими ощущениями. В конце концов, мы делаем фотографии не для колориметров и резольвометров, а для живых людей. Поэтому субъективное мнение, на мой взгляд, и есть самое точное.

Я очень ждал выхода объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO (600мм экв.), который представляет собой качественно иное предложение по сверхдлиннофокусной съёмке. Если раньше состоятельные люди и могли позволить себе купить телевик 600мм f4 за $10000, то просто так носить его с собой на любую съёмку точно не было никакой возможности, потому что его вес составляет 5 килограммов. Тестируемый для этой статьи объектив доступен по цене, может сопровождать вас в рюкзаке вместе со всей линейкой оптики, предлагая те же возможности, что и его предшественники.

Первое знакомство с габаритами и весом линзы приводит в восторг:

Дмитрий Зверев об уникальном супертелевике

Объектив попал ко мне зимой. Это время считается не лучшим для съёмки сверхтелевиком. Пасмурным зимним днём освещённость меньше, чем на летнем солнышке, в 100–150 раз. Однако светосила этой линзы, поддержанная совместной стабилизацией в объективе и на матрице камеры, позволяет снимать так же комфортно, как и объективом с любым другим фокусным расстоянием.

Этот кадр сделан вечером с рук (!). Кремлёвские звёзды уже зажглись. Но стабилизация позволила сделать абсолютно резкий кадр на не таком уж большом ISO 1600.

Благодаря поворотному экрану, устроившись на расстоянии 30–50 метров, можно вести скрытую съёмку людей. В городе вас никто не заметит. Классический поясной портрет получается примерно с 15–20 метров. Даже если вас видят, предположить с такого расстояния, кого именно вы снимаете (и снимаете ли вообще), трудно. Воспользовавшись этим, я пощёлкал «работников культуры» и гостей столицы на Красной площади:

В городской съёмке есть смысл использовать замечательный эффект, характерный только для сверхдлиннофокусной оптики, когда глубина пространства как бы «съедается». Здесь запечатлён Кремлёвский проезд и собор Василия Блаженного. А ведь между ними — Красная площадь во всю длину! Верхнее фото демонстрирует, с какого места велась съёмка и насколько далека эта точка от снимаемого сюжета.

Там же, на Кремлёвском проезде, я проверил в деле следящий автофокус телевика на камере Olympus E-M1. В режиме Continuous AF снято 22 кадра на скорости L. Для точности эксперимента диафрагма оставлена открытой (f4), а глубина резкости — минимальной. Пара шла на меня в течение шести секунд. На всех кадрах люди резкие. Здесь показаны начальный и конечный кадр серии в увеличении.

Частный случай сверхдлиннофокусной съёмки: предметы как бы теряют своё третье измерение, и композиция становится похожей на аппликацию из вырезанных картонных фигур. На этом снимке ряд автомобилей под снегом напоминает какую-то схему.

Объектив со столь длинным фокусом может собрать в одну композицию объекты, которые вовсе не рядом, а располагаются на дистанции в несколько километров. Это вызывает эффект неожиданности. Между ближним и дальним объектами — 6 км! А они при этом собраны в одно целое.

В подобных сюжетах он может собирать городскую фактуру в невероятно плотный «винегрет»:

Этот телевик имеет свойство не замечать некоторых преград. Портрет рыси снят в Московском зоопарке через сетку вольера, которая исчезла из-за крайне малой глубины резкости, характерной для такого экстремального фокуса.

Крупный план можно снимать даже с выбором комфортного для себя места. При съёмке портрета леопарда (там же, в Московском зоопарке) толпа детишек оттеснила меня от вольера. Но я продолжил съёмку поверх их голов. И результат не очень-то изменился. Плюс-минус пара метров — ерунда для столь длинного фокуса.

Совместно с конвертером объектив работает превосходно. Я, признаться, пребывал в уверенности, что конвертер 1.4 — вещь бесполезная: на ступень ворует светосилу, добавляет в систему оптических элементов, что не может не снизить качества изображения. А взамен даёт несильное увеличение в 1,4 раза, которое можно вроде как безболезненно произвести и в Photoshop. Однако преимущество конвертер всё же даёт. На этом кадре запечатлено Министерство обороны РФ с красивым барельефом. Снято с другой стороны реки. Видно, что микроконтраст и объём с конвертером переданы лучше, нежели после простого увеличения.

Скажете «хорошая линза, но не зум»? Не беда! 40-150 f/2.8 обязательно должен быть в кофре! А неохваченный отрезок 150–300 мм можно покрыть быстрым панорамированием нашим супертелевиком с получением 2–4 кадров и последующим моментальным сшиванием в программе типа PTgui или в самой камере (тогда только JPEG). Как приятный бонус вы получите ещё и повышенное разрешение результирующего изображения.

Здесь в кадр не поместились целиком луковки церкви. Панорамирование из трёх вертикальных кадров решило проблему.

Вывод

Объектив в первую очередь «показан» репортёрам, путешественникам и любителям фотоохоты.

600-мм эквивалент в таком исполнении добавит в ваше портфолио фотографии, которых ещё не было, сделает вашу работу очень комфортной и действительно эффективной.

Дата публикации: 02.03.2016
Комментировать
Bdbef283 1362 48b4 afb0 6a44733f91d5 square 100
Дмитрий Зверев

Дмитрий Зверев ― ведущий российский фотограф, известный своим мастерством в жанре стрит-фотографии. Дмитрий окончил Колледж геодезии и картографии, по специальности «Фотодело», является членом Союза фотохудожников России. В качестве коммерческой съемки предпочитает архитектурную, интерьерную, предметную и жанровую фотографию.

В фототехнике отдает предпочтение камерам Olympus.

У Дмитрия имеются публикации, как работ, так и статей в десятках журналов, включая фотографические: «National Geographic», «Фото&Видео», «Фотодело» и т.д. Три года подряд, с 2006 по 2008, Дмитрий становился призером конкурса «Серебряная камера». Лауреат конкурса «Bestphotographer» в 2010 году.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus