Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

«Мороз и солнце; день чудесный!»

Дата публикации: 06.10.2015

О специфике использования камер в зимнем съемочном процессе

Вот и наступила осень. Не успеем оглянуться, как наступит зима ― время снега, мороза и необычайных сюжетов. Интересное время для фотографов многих жанров. Но фотограф, работающий зимой вне помещений, должен быть готов к суровым, а порой и экстремальным условиям съемки.

В этой статье я не буду рассматривать вопросы одежды, снаряжения и ориентирования на местности в снежный буран со сломанным секстантом ― об этом можно найти множество публикаций и самостоятельно определится. Я расскажу об аспектах использования фотокамер в условиях низких температур и постоянного снежного покрова. Причем речь пойдет про использование DSLR камер.

«Мороз и солнце; день чудесный!» Canon EOS 500D УСТАНОВКИ: ISO 100, F5, 1/160 с

В силу того, что я живу в самом сердце Сибири, самые интенсивные и интересные съемки происходят у меня зимой. И чем жестче зима, тем съемки интереснее. Низкое солнце позволяет снимать весь день, не ограничиваясь режимным временем. Морозная дымка, как творческий светофильтр, делает из солнечного света причудливые тенеформы. Покрытые инеем деревья, кусты, дома дают бесконечное количество сюжетов, историй и композиций. Только и снимай. Но камера отказывается работать, объектив не фокусируется, на передней линзе ледяная пленка, кнопки-колесики не реагируют, да еще моментально садится аккумулятор. И подобное в разных сочетаниях повторяется раз за разом.

Давайте попробуем разобраться, почему это происходит и как этого избежать, наладив максимально эффективный съемочный процесс в условиях низких температур. И я говорю не о получасовой вылазке в ближайший парк, а о многочасовой съемке. Данный вопрос является для меня ключевым, так как несколько зимних месяцев я снимаю на Байкале, а там морозы под и за -30, сильные ветра, метели. Таким образом, я постараюсь обобщить свой опыт.

Обозначим вредные для камеры факторы, снижающие ее работоспособность, а зачастую способствующие выходу камеры из строя. Здесь следует различать различное влияние этих факторов на зеркальные, системные и компактные камеры. Последние две группы наименее приспособлены для долгих съемок глубокой зимой. Причина в необходимости постоянного использования ЖК-дисплеев (на последних моделях ― сенсорных), которые элементарно замерзают, и цифровых видоискателей, которые совместно с замерзающим экраном моментально сжирают весь запас электричества и без того маломощных батарей.

Canon EOS 60D УСТАНОВКИ: ISO 250, F11, 1/60 с

Как низкая температура вредно действует на наши камеры? Мы выходим из машины/помещения, достаем кофр, вынимаем камеру и подвергаем ее внутренности фактору резкого перепада температур. Из-за разных коэффициентов теплового расширения металлов и пластмассы, внутри камеры могут произойти обрывы дорожек и контактов на печатных платах. Тот же эффект возможен при резком переносе камеры с мороза в тепло. Здесь же мы можем получить воздействие следующего фактора: образования конденсата. Попав в тепло, холодная камера конденсирует воду из окружающего воздуха. И не только на внешних поверхностях. Конденсат образуется и внутри камеры, и на механизме и стеклах объектива. Если через некоторое время камера опять окажется на морозе, конденсат замерзнет. Это может привести к отказу механизмов объектива, образованию ледяной микропленки на стеклах оптики, неправильному функционированию кнопок, управляющих колес и прочего. Плюс, замерзший конденсат может нарушить целостность электронной начинки.

Наверняка, многим знакома ситуация, когда не вовремя севший источник питания заставляет прервать съемку. Аккумуляторы камер, как и остальных электронных устройств, очень не любят холод. При замерзании временно снижается емкость. При регулярных циклах замерзания и оттаивания снижается номинальная емкость батареи и постепенно она приходит в полную негодность.

Существует еще такое редкое для камер явление, как термоудар. Этот фактор представляет угрозу для осветительных приборов (вспышек, накамерных прожекторов, фонарей и т.п.). Термоудар аналогичен тому процессу, когда в охлажденный на морозе стакан наливают горячую воду.

Как можно снизить вредное влияние перечисленных факторов?

Прежде всего, нужно избегать резкого охлаждения и нагревания камеры. В своих зимних съемках или фотоэкспедициях я стараюсь держать камеру в условиях минимизирующих перепады температуры. Например, перед съемкой камера и объективы предварительно охлаждаются в фоторюкзаке или подходящей по объему сумке-холодильнике, куда вложены мягкие вкладыши, для предотвращения механического повреждения. Если перемещение из теплого помещения к месту съемки осуществляется пешком, не спешите доставать камеру из рюкзака или сумки. Пусть ее температура постепенно выровняется с температурой окружающего вас морозного воздуха. Так же и при обратном процессе. Отсняв на одной локации и готовясь к перемещению на машине к следующей, я кладу камеру в холодный рюкзак или сумку холодильник, тем самым, избегая возможности возникновения конденсата на поверхности и внутри камеры и объектива.

Canon EOS 500D УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/800 с

Для своих камер я использую батарейную ручку, что позволяет увеличить емкость и запас элементов питания. А в специальной сумке у меня под одеждой находятся в достаточном количестве запасные аккумуляторы. Находясь в тепле, они всегда готовы заменить севшие на морозе питательные элементы. При долгих периодах неиспользования камеры (переезды, переходы) батареи вынимаются из камер и кладутся в специальный внутренний карман одежды, снабженный парой пакетиков селикагеля. Все эти меры позволяют обеспечить бесперебойное питание камеры, увеличить срок службы аккумуляторов. И все же регулярные зимние съемки заставляют относиться к аккумуляторам, как к расходникам. Хотя у меня есть пара аккумуляторов, переживших пять жестких зимних сезонов и до сих пор работающих. Хотя, их номинальная емкость стала несколько ниже.

Помимо низкой температуры, следует обратить внимание на взаимодействие оптики, конденсата и снега. Если передняя линза вашего объектива покрылась тонкой корочкой льда, не спешите брать тряпочку, чистящий карандаш, кисточку, носовой платок или край вашего шарфа. Пытаясь протереть линзу, вы оставляете на ней микроцарапины. Сначала они никак не влияют на качество снятого, но со временем снизят оптическое качество передней линзы. Особенно это будет заметно при съемке в контровом солнечном свете. То же касается и снега, попавшего на линзу. Или отогрейте объектив и удалите влагу обычными способами, или используйте спирт, маленький флакончик которого и протирочная тряпочка не займут много места в вашем кармане. Если вы используете светофильтры, технология та же. Только стоит помнить, что у светофильтров, особенно недорогих, передняя поверхность повреждается быстрее, чем у линзы объектива.

В качестве иллюстраций к статье использованы фотографии, сделанные при низких температурах, в разных местах и в разные годы.

Удачных зимних съемок!

Дата публикации: 06.10.2015
Комментировать
E4dd06e9 844c 4b75 a310 a6c6e11d9f7b square 100
Алексей Трофимов

Меня зовут Алексей Трофимов, я живу в Восточной Сибири, в 700 км севернее озера Байкал. С детства меня увлекали путешествия. Позже, уже в зрелом возрасте, к моим интересам прибавилась фотография. Пейзажная фотография ― мой основной творческий интерес. Мои фотографии и заметки публиковались в различных изданиях: «Daily Mail», «National Geographic», «Caffeinated Photographers Magazine», «Natur», «Weather Channel», «Continent&Expedition», «Фотообраз», «The One», «Вокруг Света» и многих других.

Сейчас главный творческий проект ― это съемки пейзажей удаленных и труднодоступных мест на озере Байкал. Кроме этого я провожу фотосъемки в Монголии, в Горном Алтае, Хакасии и Китае. Эти места хранят следы древних кочевых цивилизаций. Степи Монголии, Алтая, Хакасии помнят хуннов, кровавые междоусобные войны тюркских каганатов, несметные орды монголов. Сейчас цивилизация буквально пожирает эти дикие места, но есть еще уголки, где природа, быт и уклад жизни кочевников мало отличается от того, каким он был сотни лет назад.

Являюсь финалистом конкурсов «National Geographic. Дикая природа России 2013», «National Geographic. Дикая природа России 2014», «Global Arctic Awards 2013», «Полярная Перспектива 2013 и 2014» и еще более 30-ти международных конкурсов и фотосалонов. Многие мои работы находятся в постоянных выставках и частных коллекциях в России и за рубежом.

trofimov-photo.com
alexphotograph.livejournal.com
vk.com/id4000893

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus