Вверх
  • Алексей Никишин: «Томас Руфф. Зачем делать такие большие фото на паспорт?»
  • Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику
  • Ультрафиолетовая вспышка
  • Натюрморт или Молчание вещей
  • Алексей Никишин: «Почему Синди Шерман всегда неудачно получается на фото?»
  • Лунный день
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Натюрморт или Молчание вещей

Обсудить

Фантазия бесценна лишь тогда, когда она бесцельна.

В. Набоков

Натюрморт или Молчание вещей

Натюрморт №1 © А.Носовский

Зачем фотографировать вещи! Зачем тратить на это время.

Ну для начала, что бы просто научиться снимать! Вещи — объект благодарный. Они будут молчать, сколько бы их терпение не испытывали съемкой. В отличие от людей, которые быстро устают под объективом, которым всегда некогда, которые обязательно захотят выглядеть лучше чем в жизни.

И потом, снимать натюрморты можно где угодно и когда угодно. Снимать натюрморты можно всю жизнь, по мере того как собираются для этого вещи…

Натюрморт учит видеть форму и фактуру, композицию и свет. Свет в натюрморте это отдельная замечательная наука, которую можно постигнуть только на практике.

В конце концов, съемка вещей это увлекательное времяпровождение, хотя со стороны может показаться таким же бесполезным как ловля бабочек или коллекционирование марок.

Натюрморт или Молчание вещей

Натюрморт №15 © А.Носовский

Когда–то, я получил заказ на съемку фотокалендаря для судоходной кампании и сроки съемки мне были установлены две недели. Казалось, что это очень даже достаточно. Я с энтузиазмом принялся за дело. У меня была коллекция раковин и любой реквизит из подвалов Одесской киностудии. Первые три натюрморта получились сразу, а потом все встало. Я пробовал раз за разом, но либо получал то, что уже было, либо нелепость. Оказалось, что я просто не умею понимать вещи и не могу их правильно осветить. А по этому не могу снять. И это имея опыт фотографии больше 15 лет, имея за плечами ВГИК, и несколько художественных фильмов снятых в качестве главного оператора.

Нужно было признать свое поражение и начинать все сначала. Я решил заняться этим серьезно и так увлекся, что потом лет двадцать не мог остановиться. В итоге сложилась коллекция в полсотни работ, но сказать, что на сегодняшний день, я готов вот так сразу, с ходу, взять и снять хороший натюрморт, было бы большой самоуверенностью. Никогда нельзя предположить заранее, что получится, даже если все продумано, нарисован эскиз, правильно подобраны вещи… Загадочный жанр.

Натюрморт или Молчание вещей

Натюрморт с маклюрами © А.Носовский

Всегда понятно как снять пейзаж - достаточно поехать в экзотическое место, дождаться эффектного освещения и будет успех… Если, конечно, повезет с эффектом света, потому что это, чаще всего, тоже непредсказуемо. Понятно как снять хороший портрет – нужно найти интересное лицо (и от этого, прежде всего зависит успех портрета), поместить его в интересную по фактуре и свету среду и портрет будет. Понятно со съемкой событий, это почти спорт. Нужно быть вовремя в нужном месте, найти самую правильную точку и опять же вовремя нажать спуск.

Натюрморт можно увидеть в жизни. Вещи иногда располагаются в картину так как не придумал бы ни один художник. Нужно только нажать на спуск. Но это другое. Это просто случай и умение видеть.

Натюрморт или Молчание вещей

Натюрморт с плоской бутылкой © А.Носовский

Умение создавать это совсем другое. Это другой формат творчества.

Это уже сфера профессионалов, где все зависит только от способностей автора от его воображения и опыта. И в натюрморте автор должен быть режиссером, а не просто фотографом, не просто увидел готовое и нажал на спуск. Потому что вещи они чем-то похожи на актеров и важно придумать им роли, важно правильно расставить их в мизансцене. Кого то вывести на передний план, кого-то на второй. Кого-то оставить в свету а кого-то наоборот загнать в темноту. Это своеобразная театральная постановка из вещей, а иногда это вообще целое кино.

Натюрморт или Молчание вещей

Натюрморт с трубой © А.Носовский

В натюрморте огромное значение имеет объект съемки и, как оказалось, далеко не все вещи способны сниматься. Я искал объект, который для начала бы, мне просто нравился. Я пробовал разное, но морская раковина была вне конкуренции. Очень красивая и очень осмысленная вещь. И понятно, что по ощущению не простой предмет… Это не просто понятный для всех мифологический символ, но в раковине еще есть какая-то странная интрига, есть что-то метафизическое.

А потом оказалось, что не всякая раковина хорошо смотрится в кадре…

Я снимал и пробовал их как снимают и пробуют актера перед фильмом. Разные ракурсы, разный свет. Я скупил все раковины, которые можно. Узнав о моем увлечении, мне их дарили в большом количестве. Мой дом постепенно заполнялся этими невероятными и причудливыми созданиями природы, заполнялся вещами, которые могли бы быть с раковинами в одной композиции.

Натюрморт или Молчание вещей

Натюрморт на подоконнике © А.Носовский

И еще бутылки. Черное стекло. Пустые сосуды очень хорошо сочетаются с раковинами, которые по сути тоже являются пустыми сосудами. Черные бутылки – белые раковины. Остальное это антураж. Хотя он очень важен. Много попыток было загублено неудачным антуражем. Придуманные подготовленные вещи могли часами не находить свое место в кадре и наоборот совершенно случайно собранные предметы гармонично устанавливались за несколько минут в настоящую картину. Удивительное событие, когда неодушевленные предметы вдруг начинают жить. В нужном освещении и в нужной пропорции кадра вдруг рождается непереводимый в слова и буквальный смысл маленький спектакль…

Задник, среда это, как правило, не менее сложно, чем композиция вещей, расположенная на их фоне. Их поиски занимают годы… Найти место, где спокойно, долго и хорошо можно снимать вещи иногда намного труднее чем найти точку для пейзажа или лицо для портрета. Но если это место нашлось, оно может само подсказать, как и что делать…

Натюрморт или Молчание вещей

Натюрморт на этажерке © А.Носовский

Есть павильон для этого, где все удобно, но в моем случае дело не пошло. Потому что в павильоне все не настоящее. И фактуры и свет! Для меня живые интерьеры намного интересней. Состаренные, пыльные пространства с тусклым светом в итоге оказались самым лучшим местом. Декорации всегда фальш, хотя бы потому что ты знаешь – это декорация.

Иногда, правда, и интерьеры могут убить своей реальностью. Натюрморт в реальном интерьере и натюрморт на условных фонах это по сути два разных жанра натюрморта.

Натюрморт в павильоне предсказуем, понятен и логичен. Это сфера прикладных жанров, например рекламы, где заранее понятно, что и как должно выглядеть: вот этот напиток должен утолить жажду, вот эти духи нужно купить для новогодней вечеринки, вот эти часы создадут вам престиж… и т.д

Среда для натюрморта давно найдена и определена классической живописью. Натюрморт любит интерьер и свет от окна. Пасмурный, солнечный – любой!

Натюрморт или Молчание вещей

Натюрморт с ананасом © А.Носовский

Натюрморт любит очень длинную экспозицию! Однажды я снимал натюрморт с выдержкой в 5 минут и, может мне кажется, но в таких фотографиях намного больше скрытой магнетической энергии. Неуверенное подсознательное ощущение. В натюрморте очень много подсознательного и много интуиции.

Очень трудно создать теорию для натюрморта. Все что я написал, это конечно не теория. Это субъективное ощущение. Это мысли собранные по ходу съемки. Они разбросаны как красивые камешки на берегу моря.

Натюрморт или Молчание вещей

Натюрморт с наутилусом © А.Носовский

Вещи молчат.

У всех кто снимает, рисует, пишет - теория своя.

Слова. Нужно ли ими пользоваться. Все объяснять. Называть. Подписывать.

У всех по-своему. Иногда нужно. Для того, что бы двигаться нужна хоть какая-нибудь теория и тут без слов не обойтись. У Набокова по этому поводу есть замечательная фраза: «То что не названо не существует».

www.nosovsky.ru

Опубликовано: 25.05.2015

Обсудить
Cc4cb03d 8a62 4706 9188 227f33c10ae0
Александр Носовский
Опубликовано 25.05.2015

Александр Носовский — кинооператор, фотограф, автор и преподаватель курса «Практическая теория света», член Союза Кинематографистов России, член европейской ассоциации кинооператоров IMAGO

Александр Носовский родился в 1961г. в маленьком селе Софиевка. После восьмилетки учился в мореходке, работал на флоте. В 1985 году поступил на кинооператорский факультет ВГИКа (мастерская В.Д. Нахбцева) Закончил институт с красным дипломом в 1990 году.
С 1990 по 2015г снял 30 художественных фильмов ( «20 лет спустя», «Вино из одуванчиков», «Кто если не мы», «Атлантида», «Слова и музыка», «Время собирать камни», Первая фотография была сделана зимой 1974 года камерой Смена-8М и дальше фотоаппарат всегда с собой. Дальше — занятие авторской фотографией параллельно с работой в профессиональном кино. Фотография становится территорией абсолютной творческой свободы в отличие от коллективного творчества кинематографа.
Любимый вид фотосъемки — жизнь старых вещей, старых городов и конечно море! А еще люди и события. Получается, все жанры любимы. Потому что не снимать нельзя. Выходить из дома без фотоаппарата нельзя. Мало просто смотреть и видеть. Хочется вычленить в пространстве, гармонию, красоту, непереводимый в слова смысл окружающего мира, редкие, ускользающие образы стремительно проносящейся жизни и еще невозможную и необъяснимую неуловимость времени.
Любое событие чем-то похоже на облако. Как облако в небе, уносимое ветром, оно постепенно и неумолимо растворяется в туманном пространстве памяти. Любое событие живет до тех пор, пока его кто-нибудь, как-нибудь помнит. Только память дает жизнь состоявшемуся. Фотография — лучший способ для сохранения памяти о событии. До появления фотографии события вели себя как облака. Они просто рассеивались во времени.

nosovsky.ru

mitta.ru
 

Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
Bb83b993 bdd2 49e8 8f4c 11e82f811301