Вверх
  • Редкие кадры или о фотографической удаче...
  • Алексей Никишин: «Зачем Томас Штрут снимает как люди просто стоят?»
  • Алексей Никишин: «Джефф Уолл и инсценированная случайность»
  • Как это сделано?
  • Алексей Никишин: «Терри Ричардсон — последний романтик или буднично-оптимистичный авангардист?»
  • Алексей Никишин: «Почему современные фотографии такие большие и скучные?»
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Как это сделано?

Обсудить

За свою практику мне не раз приходилось слышать от зрителей вопросы относительно тех или иных снимков: «Как это сделано?». Обычно я отшучиваюсь, отвечая: «Путем плавного нажатия указательного пальца правой руки на спусковую кнопку фотографического аппарата». Но даже если отвечать абсолютно серьезно, искренний ответ чаще всего был бы: «Не знаю!». Звучит, мягко говоря, неубедительно. В самом деле, ведь все же знают, что при создании фотографии автору приходится решать по ходу дела много различных проблем: технических, творческих, организационных.

Как это сделано? Nikon D800E / УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/320 s, 1.0 МБ

Возьмем, к примеру, видовую съемку. Во-первых, надо попасть в нужное для съемки место, что порой бывает весьма сложно. Во-вторых, желательно иметь при себе в этот момент всю необходимую экипировку, которую из-за веса и неудобства, далеко не всегда хочется таскать с собой. В-третьих, и это, пожалуй, главное, попасть на место съемки надо в самое удачное и порой очень быстропроходящее время, чтобы успеть запечатлеть именно этот «решающий момент». В-четвертых, желательно при обработке отснятого материала, как минимум, не испортить, а по возможности значительно улучшить съемочный результат. Ну и в-пятых, очевидно, что показ целевой аудитории в оптимальном контексте тоже будет способствовать большему впечатлению от работы.

Как это сделано? Nikon D750 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 640, F11, 1/100 s, 1.0 МБ

Так вот, самое парадоксальное обстоятельство заключается в том, что даже соблюдая все эти пункты, можно получить посредственный результат, равно как и наоборот, не прикладывая особых усилий, сразу попасть «в яблочко», если повезет. Надо сказать, что вот это самое «если повезет», по-моему, и есть самый главный фактор успеха. Главный, и далеко не всегда предсказуемый…

Как это сделано? Nikon D750 / УСТАНОВКИ: ISO 250, F9, 1/1000 s, 1.0 МБ

Однако удивительно, как много начинающих фотографов склонны превозносить возможности техники!

Кстати, размышляя о вопросе технической оснащенности, в своём случае я увидел некоторую цикличность. Первую «Смену» вскоре сменил «Зенит», штатный «Гелиос» которого стремительно уступил место сразу нескольким объективам: от широкоугольника до длиннофокусного. Со временем к ним добавились фишай и зеркально-линзовый МТО.

Как это сделано? Nikon D3s / УСТАНОВКИ: ISO 250, F8, 1/400 s, 1.0 МБ

Потом наступил период среднего формата; «Салюты» и «Киевы» стремительно обрастали оптикой, все больше нагружая спину, пока в один прекрасный день не были побеждены автофокусной зеркалкой с универсальным зумом. А дальше и эта система стала дополняться аксессуарами, в результате чего на плечах снова воцарился все тот же тяжелый рюкзак. Шло время… Менялись фирмы и модели фотоаппаратов, суперзумы чередовались с дискретниками, пленка с цифрой, и т.д. Беззеркалки, компакты, айфоны, гугл-очки, и т.п. ― извечная мечта человека облегчить процесс продолжает двигать техническую революцию.

Как это сделано? Nikon D4s / УСТАНОВКИ: ISO 1600, F9, 1/400 s, 1.0 МБ

Самое поразительное, что соотношение «унылого го@на» и «шедевров» остается приблизительно тем же, что и всегда, убедительно доказывая тезис о вторичности техники в творчестве. Да, более совершенное оборудование дает новые идеи и возможности, но талант и удачу все равно не заменит ничего. Сколько раз, бывало, идешь на съемку, экипированный почти как терминатор: во всеоружии, абсолютно уверенный в своем опыте и возможностях, вроде бы все предусмотрев, и вдруг… судьба преподносит тебе поучительный «щелчок» по носу, как бы показывая: «Ты все еще ноль, так что не зазнавайся!». И напротив, бывает, что ты донельзя слаб технически, без всяких идей и надежд, просто балуясь, беззаботно экспериментируешь, и вот, как по волшебству, неожиданно получаешь совершенно непредусмотренный удивительный образ.

Как это сделано? Nikon D750 / УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/250 s, 1.0 МБ

Поэтому я для себя давно решил, что если я чего-то и достиг в фотографии, то только того, что пока мне удается сохранять интерес и избегать синдрома «выгорания». Будучи любителем фото (не путать с фотолюбителем), я не перестаю снова и снова пробовать снимать полюбившиеся темы и иногда, как подарок свыше, кто-то преподносит мне удачные стечения обстоятельств, в результате которых и получаются «те самые» снимки.

Как это сделано? ISO 100, F4.5, 1/60 s, 1.0 МБ
Как это сделано? Nikon D750 / УСТАНОВКИ: ISO 800, F5, 1/320 s, 1.0 МБ
Как это сделано? Nikon D3s / УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.5, 1/50 s, 1.0 МБ
Как это сделано? Nikon D800E / УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/200 s, 1.0 МБ

Опубликовано: 16.07.2015

Обсудить
6e956294 833d 48db a5e8 f1cef08f7acf
Александр Петросян
Опубликовано 16.07.2015

Александр Петросян — один из самых известных питерских фотографов. Основные его направления — городской пейзаж, репортаж. Среди многих других его выделяет талант открывать привычное с неожиданной стороны. Петросян знает в родном городе каждый переулок, каждое чердачное окно. Отсюда оригинальные ракурсы, которые и делают его работы уникальными. Александр пришел в фотографию в 2000 году. Его работы были отмечены знаком отличия (Award of Exellence) в категории «Фотожурналистика» на 25 всемирном конкурсе «Society of New Design» в городе Сиракузы (штат Нью-Йорк, США). Дважды становился обладателем петербуржской премии «Фотограф года» (2006, 2007 гг.) в номинации «Фоторепортаж». Победитель второго всероссийского фотоконкурса «Мой город. Взгляд сквозь объектив». Александр активно сотрудничает с многими периодическими изданиями России и Санкт-Петербурга. Фотографии автора представлены в частных коллекциях в России и за рубежом. Публиковался в журналах «Newsweek», «National Geographic», «Русский репортер», «Digital Photo», «Foto & Video», «Интербизнес», «СПб.собака.ру», «Афиша», «Timeout», «Город» и многих других. В настоящее время — штатный фотокорреспондент издательского дома «Коммерсант».

Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
Bb83b993 bdd2 49e8 8f4c 11e82f811301