Вверх
  • Как фотографировать разноцветные капли. Пошаговая инструкция от Сергея Толмачева
  • Про «Аврору»
  • Алексей Никишин: «Томас Руфф. Зачем делать такие большие фото на паспорт?»
  • Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику
  • Ультрафиолетовая вспышка
  • Натюрморт или Молчание вещей
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику

Обсудить

Несомненно, фотография ― творческий процесс. Совместимо ли творчество с расчетливым планированием? Для чего он нужен, этот съемочный лист?

Пейзажная фотосъемка кажется простой только для новичков в фотографии. На самом деле это весьма сложное, затратное и, порой, небезопасное занятие. Помимо фототехники, фотограф-пейзажник вкладывает деньги в дополнительное снаряжение, оплату поездки, услуг проводников и т.д. При весьма высоких затратах на фотоэкспедиции существуют риски различного уровня, которые могут помешать фотографу получить желаемый результат. Понятно, что объективные риски (такие, как погодные условия, время года и т.п.) мы можем лишь учесть. Но можем и существенно снизить риски субъективные: правильный выбор локации, времени съемки, точность попадания на локацию и т.п. Использование съемочного листа полезно как на известных, так и на новых локациях.

Расскажу на примере собственного опыта.

  1. Съемочный лист позволяет планировать съемку, определяя четко то, что вы будете снимать, где, при каких условиях и т.п. В моих съемочных листах для экспедиций есть данные о погоде, эскизы для съемок, элементы карт, ориентиры и т.п. Используя такое планирование, я повышаю вероятность того, что привезу интересные снимки.
  2. Съемочный лист дает возможность заранее получить и консолидировать информацию о местах съемки. Выбрать то, что будет являться главными и второстепенными целями фотосъемки.
  3. Съемочный лист экономит кучу времени, нервов и средств, т. к. вы перестаете метаться, рваться во все стороны, пытаясь снять все. Это позволяет сконцентрироваться на выбранных объектах, уделив все внимание именно им, спокойно работать с режимами съемки, композицией. Для меня эти три фактора являются определяющими.

Естественно, это требует времени на подготовку. Надо изучить карты, спутниковые снимки (например, на wikimapia.org или google maps). Просмотреть, если таковые есть, работы других фотографов, сделанные в местах, где вы планируете съемку. Это позволит избежать повторений и создать свои собственные фотообразы, раскрывающие красоту того или иного места, события. Хочу отметить, что огромное количество интересной информации я получаю из обычных любительских фотографий. Так что не стоит ими пренебрегать при подготовке.

Очень полезным является рисование эскизов (от руки или в графическом приложении). Это тренирует ваше пространственное воображение, дает возможность заранее проанализировать несколько вариантов, например, композиционных. Качество эскиза значения не имеет, главное, чтобы было понятно вам (я свои не покажу ☺).

В некоторых случаях в съемочных листах можно заранее указать план обработки. Например, если съемки в условиях высокого контраста, или вы хотите использовать какой-либо художественный прием, зависящий от постобработки.

Работа со съемочными листами не исключает влияние фотографической удачи оказаться в нужное время в нужном месте при нужном свете. Но мы можем повысить вероятность одновременного сочетания этих факторов.

Комментарии к фотографиям

Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику

«Байкальские воды»
Паром порт Байкал ― Листвянка, 2012 г.

Эта фотография снималась несколько дней. Причем сама съемка заняла несколько минут, и было сделано всего два кадра. Остальное время заняло ожидание необходимого сочетания погоды, света и жесткой привязки к расписанию парома. Еще до съемок я предположил, что при очень холодной погоде паром будет выглядеть очень интересно. Фантастическую атмосферу сюжету придаст парящая при сильном морозе Ангара, вытекающая в этом месте из Байкала. Оставалось только дождаться морозного дня. При съемке градусник показывал -37 С.

Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику

«Любовь»
Северный Байкал. Бухта Заворотная, подъем к микрокварцитовому руднику, 2014 г.

Этот снимок был так же заранее запланирован перед одной из фотоэкспедиций по Байкалу. В первоначальном варианте был план снять этот пейзаж с одиночной фигурой на переднем плане. Но мои друзья и коллеги Александр и Наталья Назаровы любезно согласились попозировать.

Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику

«Утро Шаманки»
Байкал, о. Ольхон, 2014 г.

Скала Шаманка на мысу Бурхан, несомненно, является одним из символов Байкала. Каждый, кто приезжает на Ольхон снимает эту примечательную скалу. Из-за особенностей ее расположения, формы и доступного освещения выбор ракурсов не так уж и велик. И почти все фотографии Шаманки похожи друг на друга. Но если немного изменить ракурс и добавить что-то на передний план, можно получить совсем другой результат. Здесь на передний план добавлен обломок сокуя ― сосулек, образующихся во время осенних штормов.

Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику

«Другой Мир»
Байкал, 2014 г.

Байкальское ледовые торосы ― одно из красивейших созданий природы. Кристально чистый лед разнообразных форм и размеров, фантастический свет, преломляющийся через глыбы и осколки. Несмотря на это, снять байкальский ледовый торос не просто. До этого, я уже несколько лет снимал зимой на Байкале и немного изучил это природное явление. Байкальский торос отличается по форме и цвету льда в зависимости от места, условий ледостава, количества снега и еще нескольких факторов. Естественно, что владея этой информацией, можно запланировать и снять интересные кадры.

Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику

«Купальщики»
Горный Алтай, 2013 г.

Этот сюжет был придуман до поездки на Алтай. На его съемку ушло два дня. Первый день выстраивалась композиция, отрабатывалась слаженность всех участников съемки. На второй день в течение получаса были сделаны все финальные кадры серии.

Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику

«Утро Сахюрты»
Тажеранские степи, вид на пролив Ольхонские Ворота и о. Ольхон, 2014 г.

Этот кадр был так же заранее запланирован, как и вся моя серия «Тажераны» и «Краски Ольхона». Для фотографии был сделан эскиз, основанный на предварительной разведке этой местности, проведенной летом.

Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику

«Мир напополам»
Байкал, о. Ольхон

Эта фотография была сделана на севере острова Ольхон, в заливе Хага-Яман. В эту поездку я хотел показать байкальский лед необычно. Несколько дней я искал большой кусок чистого льда и «идеальный разлом». Переезжал с места на место: побывал в проливе Ольхонские ворота, Куркутской бухте, Хужирском заливе. Того сочетания, которое я хотел бы получить, не было. Не устраивал задний план, лед был «затоптан». Наконец, в бухте Хага-Яман я нашел то, что искал. В первый день я отметил подходящие точки, снял эскизы, решил вопросы с композицией. На следующее утро планировалась финальная съемка. Я просил Духа Яжимы и Хобоя не испортить погоду. Не знаю, услышали они меня или нет, но утром был мороз -30, тягучий медленный ветер, сдувший изморозь со льда и хороший рассвет. Со стороны западного берега двигалась красивая туча, разрываемая и заворачиваемая переменой ветра. За ночь из-за резкого снижения температуры в трещине образовались ледяные кристаллы, что придало ей совсем необычный вид. Оставалось одеться потеплее, выпить чашку горячего кофе, подкинуть в печку дров, что бы вернуться в теплый домик, и в путь. Выйдя затемно, я за полчаса добрался до места, и расположился, в ожидании восхода. Снимать я собирался с уровня льда, лежа, поместив камеру прямо в трещину. В таких случаях я пользуюсь угловым съемным видоискателем. Через несколько минут был снят этот кадр.

Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику

Алексей Трофимов: livejournal, vk, instagram

Опубликовано: 13.05.2015

Обсудить
C13e6876 4f14 4b53 80e1 89a6a5013fc1
Алексей Трофимов
Опубликовано 13.05.2015

Меня зовут Алексей Трофимов, я живу в Восточной Сибири, в 700 км севернее озера Байкал. С детства меня увлекали путешествия. Позже, уже в зрелом возрасте, к моим интересам прибавилась фотография. Пейзажная фотография ― мой основной творческий интерес. Мои фотографии и заметки публиковались в различных изданиях: «Daily Mail», «National Geographic», «Caffeinated Photographers Magazine», «Natur», «Weather Channel», «Continent&Expedition», «Фотообраз», «The One», «Вокруг Света» и многих других.

Сейчас главный творческий проект ― это съемки пейзажей удаленных и труднодоступных мест на озере Байкал. Кроме этого я провожу фотосъемки в Монголии, в Горном Алтае, Хакасии и Китае. Эти места хранят следы древних кочевых цивилизаций. Степи Монголии, Алтая, Хакасии помнят хуннов, кровавые междоусобные войны тюркских каганатов, несметные орды монголов. Сейчас цивилизация буквально пожирает эти дикие места, но есть еще уголки, где природа, быт и уклад жизни кочевников мало отличается от того, каким он был сотни лет назад.

Являюсь финалистом конкурсов «National Geographic. Дикая природа России 2013», «National Geographic. Дикая природа России 2014», «Global Arctic Awards 2013», «Полярная Перспектива 2013 и 2014» и еще более 30-ти международных конкурсов и фотосалонов. Многие мои работы находятся в постоянных выставках и частных коллекциях в России и за рубежом.

trofimov-photo.com
alexphotograph.livejournal.com
vk.com/id4000893
instagram.com/trofimovphoto

Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
Bb83b993 bdd2 49e8 8f4c 11e82f811301