Вверх
  • Алексей Никишин: «Шарлотта, Даниэль и серьги» — разбираем сложносочиненную композицию
  • Алексей Никишин: «Гурски — ничего не происходит, а почему же так дорого?»
  • Алексей Никишин: «Хельмут и две сучки» или как Ньютон фотографирует искусство за деньги
  • Алексей Никишин: «Вэй Вэй теперь тоже фотограф?» или что такое фотография в современном искусстве
  • Алексей Никишин: «Зачем Ирвинг режет по глазам?» или как правильно нарушать правила композиции
  • Алексей Никишин: «Гурски, всё по 99 центов, а почему-то снова дорого?»
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Алексей Никишин: «Вэй Вэй теперь тоже фотограф?» или что такое фотография в современном искусстве

Обсудить

Давайте вместе начнем разбираться в том, что такое «современная фотография», почему она порой выглядит такой непрофессиональной, и за что? В так случае, висит в лучших галереях мира.

Алексей Никишин: «Вэй Вэй теперь тоже фотограф?» или что такое фотография в современном искусстве

Речь пойдет о «Современной фотографии» (англ. «Contemporary photography”). Ну, все же мы сейчас снимаем «современную фотографию», скажете Вы. И будете не правы. Современная фотография современна своему времени и контекстам, которые актуальны сейчас. То есть, если Вы классно снимаете как Брессон, Аведон или Ньютон, то Вы (внимание) «не современный фотограф», так как Вы не работаете с современным нам контекстом. Здесь речь идет не о визуальном языке (не о том, как выглядит Ваша фотография), а о том, «о чем она». Так вот Брессон современный фотограф для 1950-60-х годов, Аведон – 1960-х, Ньютон – 1980-х. Поэтому, если Вы стремитесь подражать им не обращая внимания на «современные обстоятельства», то Вы не снимаете «современную фотографию». Повторюсь, чтоб снимать «современную фотографию», надо прежде всего работать с современным контекстом. Современными фотографами (художниками) можно назвать Юргена Теллера, Синди Шерман, Андреаса Гурского, Томаса Руффа и других. Но о них пойдет речь чуть позже.

Ай Вэй Вэй – это не причитание и не кличка собаки. Это крутой китайский современный художник, а перед Вами на фотографии два его проекта – «Сказка» (2007) и «Корни» (2009). Перед Вами фотодокументация (фото экспозиции) двух этих проектов в музее «PinchukArtCentre» в Киеве. Нас будет интересовать больше первый, о втором поговорим как бы в дополнение. Проект «Сказка» представляет из себя большое количество квадратных фотографий, наклеенных стык-в-стык на стены галереи так, что покрывает их ровным ритмическим паттерном. На фото изображены китайцы, в полный рост, спокойно стоят и смотрят в кадр. На каждой фотографии – новый герой. Никакой художественной ценности сами фотографии по отдельности не несут.

Так о чем же снимает Вэй Вэй? Ключ к разгадке лежит в пониманиии того, с чем работает современный художник. А работает он с современным контекстом, с проблемами современного (ему) общества. И решен проект может быть как угодно - фотография, инсталляция, видео-арт, живопись, перформанс и т.д. И фотография (как в нашем случае) - это всего-лишь средство донесения сообщения. Но каждая фотокарточка по отдельности не важна. Это просто часть. Как гаечный ключ у сантехника часть инструментария. Но сам инструмент не есть еще результат. Он только средство. И в современном искусстве фотография – лишь средство. Не важно красивая ли она, какой там сочности зелень, какой вышины горы и какого цвета закат! Все то, что Вам так нравилось в фотографии и казалось таким понятным, не существует больше в «современной фотографии». И категория «красивая» больше не имеет к фотографии никакого отношения. Но надо понимать, что она не стала вдруг «некрасивой», просто эта категория оценки больше не применима. Как если бы Вы оценивали «красивый/некрасивый», например, кефир. В кефире важно другое. Вот и здесь так.

Итак, попробуем собрать все вместе: фотки и известное нам про Китай сейчас (ведь художник работает с современным китайским контекстом). Много разных людей на одинаковых черно-белых фотографиях, расположенных рядами ритмично, покрывают все стены галереи. Конечно, здесь речь идет о многомиллионном китайском народе, который состоит из индивидуальностей, среди которых сложно бывает найти отличие. А решено это в виде ритмично повторяющихся визуально похожих фото. Выбор черно-белого тоже важен, как Вы уже догадались.

Второй проект «Корни» - это инсталляция. Вэй Вэй собрал и обработал корни деревьев со всего Китая и поместил их в галерейное пространство. О чем это? Конечно не о том, что Вэй Вэй умеет полировать корни (он вообще сам этого и не делал, а заказал на заводе корней :-). Проект про то, что Китай стирает свою историю, лишая себя корней. Сейчас в Китае принято считать, что история – это то, что творится сейчас. Именно поэтому Вы не найдете в Китае памятников истории и религии, как, например в Непале или Тибете. Их мето заняла «современная история» Китая, начавшаяся в 1980-х экономическим подъемом. То, что было до этого – не принято вспоминать. «Три-Т» - Тибет (1959), Тайвань (1949), Тяньаньмэнь (1989) – три темы, про которые больше «не принято» говорить и писать в СМИ. История «творящаяся сейчас», лишает нас прошлого! Об этом и проект «Корни» Вэй Вэя.

Видите как стало сложно, чтобы понять современной искусство и современную фотографию нужно хорошо ориентироваться в современном контексте, знать историю искусства и культуры разных стран. Современное искусство – это тонкая интеллектуальная игра для понимающих.

А, по-Вашему, навалить корней и расклеить одинаковых фоток на стенах – это искусство?

Ваши ответы пишите в комментариях.

Разбор фотографии: «Алексей Никишин: Современный психологический портрет v.2.0»


Фотограф Алексей Никишин:
alexeynikishin.ru
facebook.com/nikishin.photo
vk.com/alexeynikishin
instagram.com/alexeynikishin

Опубликовано: 08.12.2014

Обсудить
Acdf6b38 902e 49ce 8384 95fa7cee4f60
Алексей Никишин
Опубликовано 08.12.2014

Один из лучших российских фотографов, снимающих людей. Тот редкий случай, когда фотограф снимает то, что ему хочется, и ему за это платят деньги. Лицо современного психологического портрета — благодаря ему у Безрукова, Собчак, Хаматовой, Макаревича, Серебренникова есть те самые известные фотографии.

Эксперт в области современной фотографии, автор большого количества статей и лекций. В настоящее время ведет курс по современной фотографии в лектории Московского Музея Современного Искусства (ММОМА). Наиболее известные мастер-классы: «Современный психологический портрет», «Дизайн фотокниг для фотографов», «Современная фотография. Как сделать современный фотопроект» и «Айфонография. Особый жанр».

Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
F933c09b b053 45d7 8ffe 449744f694d2