Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Фотограф Дмитрий Долинин

Дата публикации: 14.10.2014

Дмитрий Долинин — кинорежиссер, кинооператор, сценарист, фотограф, профессор, заслуженный деятель искусств России. Действительный член Российской академии кинематографических искусств и наук «Ника». Имеет звание «Мастер» петербургского фестиваля «Мастер-класс». Член Российской гильдии кинооператоров (RGC).

Окончил кинооператорский факультет. Как оператор-постановщик участвовал в создании около тридцати художественных фильмов. Как режиссер-постановщик поставил семь художественных фильмов и один документальный.

С 70-х годов участвовал в нескольких выставках художественной фотографии. Руководитель кинооператорской мастерской в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. При обучении студентов первые два курса посвящает усиленным занятия фотографией.

Автор учебного пособия «Киноизображение для „чайников”», где несколько глав посвящены фотографии.

Немного о себе и фотографии</div>

Фотографировать аппаратом «Комсомолец» я начал лет с двенадцати. Очень ясно вспоминаю свою первую фотокарточку, напечатанную контактом в формате 6х6. Из небытия вдруг начала вытаивать картинка: огромная лужа во всю ширину улицы Ленина, смачно отражающая весеннее небо, кудрявые облака и облезлый брандмауэр.

Зато начисто стерлось из памяти, когда и почему я решил податься в кинооператоры. Однако тут фотографирование пришлось очень кстати, ибо первоначальный конкурс на операторский факультет проводился и проводится по сей день по фотоработам. Еще вдруг оказалось, что мои родственники знакомы с настоящим кинооператором. Это был тогда молодой, а ныне, увы, покойный Дмитрий Давидович Месхиев (отец режиссера). Разглядывая мои фотографии, он раскладывал их на две кучки: в первой их оказалось пятнадцать, во второй — одна. «В этой картинке есть настроение», — сказал он с неповторимым грузинским акцентом. Слово «настроение», сказанное Месхиевым, открыло в моей душе меланхолические шлюзы и определило всю мою дальнейшую кинематографическую карьеру и фотографические пристрастия.

А сама фотография, отодвинутая на второй план, увы, так и не стала «делом моей жизни», всегда оставаясь мечтой, тем самым замечательным занятием, которому мне хотелось посвятить себя, если бы я стал вдруг богатым и свободным. Не могу сказать, что я не люблю кино, которому уже отдана вся жизнь, однако, у него, как занятия, есть один серьезный порок, который определяется чванливой формулой: «кино — искусство коллективное», тогда как фотография — свободный поиск одиночки.

В середине семидесятых, будучи уже успешным оператором, я затосковал по одиночеству фотографа и стал иногда снимать «для себя». Организовал фотовыставку в Доме кино и сам в ней участвовал вместе с Б. Смеловым, С. Кацевым, А. Сягиным. Потом опять — фильм за фильмом. А с 1986 года я сменил кинопрофессию и стал режиссером-постановщиком.

Вновь занялся фотографией в 1995 году, закончив очередную свою кинокартину («Колечко золотое, букет из алых роз» по повести А. П. Чехова «В овраге»). Богатым к этому времени я не стал, но в связи с наступившей летаргией кинопроизводства получил в подарок свободное время. И с тех пор постоянно, однако с перерывами, посвященными кино, снимаю фото.

Что же такое фотографическое искусство, давно признанное таковым во всем мире и только теперь обретающее признание в нашем отечестве? Где оно начинается, где отделяется от домашнего семейного фотографирования?

Отнеситесь к фотоизображению точно так же, как вы относитесь к произведению графика и живописца, и все встанет на свое место. Примите фотографичность за обязательное условие, ведь «малые голландцы», передвижники, Левитан и даже Сальвадор Дали иллюзорно фотографичны. Техника создания изображения не важна, важен результат. Вы не нувориш, вы легко отличите профессиональную живопись (о вкусах и пристрастиях забудем) от любительской мазни. Удачная фотография, независимо от того, поставленная она или репортажная, обладает всеми качествами хорошей предметной картины: она пластична, в ней присутствуют выразительные освещение, тональность и композиция. Сложнее обстоит дело с цветом — всерьез рассуждать о цветовом решении фотокартины стоит только применительно к некоторым пейзажным снимкам или поставленной фотографии — портрету, натюрморту, рекламной композиции. Снятые репортажным способом цветные фотографии по большей части менее выразительны, чем монохромные, благодаря случайности, неуправляемости цветового решения.

Важнейшее отличие, при всем сходстве, фотографии от живописи состоит в том, что фотография является отражением мгновений подлинной жизни. Она кажется самой жизнью. Мы верим фотографии, но стоит ли? Является ли фотография безусловной копией реальности?

Уже одно то, что изображенные на фотоснимке даже реальные события вырваны из окружения и заключены в прямоугольную рамку, — есть ее, реальности, искажение. Люди так не видят, наше поле зрения не имеет четко очерченных линейных границ.

Сам процесс выбора объекта съемки и кадрирования субъективен. Снимая бунтующую толпу, мы вольны выхватывать прямоугольником нашего кадра то одного, то другого человека. Мы можем взгромоздиться на крышу и снять всю толпу целиком. Мы можем переместиться на другую крышу и ту же самую толпу увидеть совсем по-иному. Наш отчет о событии, его трактовка будут зависеть от того, какие точки мы выберем для наблюдения и съемки. А сам этот выбор определится, в первую очередь, тем, что мы сами хотели бы в этом событии увидеть. Отснятый материал никогда не станет адекватным реальности, он ее исказит сообразно менталитету хроникера. Там, где проявляется субъективность, возникает возможность для того, чтобы состоялось искусство. Однако только возможность, ибо субъективность, строго говоря, может преследовать и иные цели: журналистские, политические, рекламные и т. п.

Свои работы оценить невозможно. Автор может судить лишь о том, чего он хочет достичь. У меня существуют довольно четкие убеждения, какой должна быть моя фотография. Как бы ни обрабатывался отпечаток, он должен оставаться фотографичным, чтобы передавать прелесть Божьего мира. Главное в фотографии — настроение, свет, воздух.

Снимая людей, я стараюсь уловить такие моменты их существования, когда они или погружены в себя, или заняты друг другом, или эмоционально открыты и не вспоминают о фотоаппарате, а их душевное состояние определенно наполнено (в момент съемки я знаю — чем). Однако потом, когда зритель рассматривает готовый отпечаток, он получает возможность трактовать увиденное по-своему, ибо я не даю ему подсказок. Не люблю, когда фотографии оснащают названиями, кроме простых информационных.

Оператор—постановщик:

  • «Собирающий облака» (короткометр.) — «Ленфильм» (Реж А. Игишев)
  • «Первая Бастилия» (совместно с А.Чечулиным) — «Ленфильм»(реж. М. Ершов)
  • «Республика ШКИД» (совместно с А. Чечулиным) — «Ленфильм»(реж. Г. Полока). Приз на Всесоюзном Кинофестивале в 1968 году
  • «Преодоление» (короткометр) — «Ленфильм» (реж. Ю. Клепиков)
  • «В огне брода нет» — «Ленфильм»(реж. Глеб Панфилов) Приз — Локарно-68 год
  • «Начало» — «Ленфильм»(реж. Глеб Панфилов) Приз — Венеция 1970
  • «Мама вышла замуж» — «Ленфильм» (Реж. Вит. Мельников)
  • «Семь невест ефрейтора Збруева» (совместно с Ю. Векслером) — «Ленфильм» (Вит. Мельников)
  • «Сломанная подкова» (совместно с Е. Шапиро) — «Ленфильм» (С. Аранович)
  • «Моя жизнь» — телевизионный трехсерийный фильм — «Петрополь» (Викт. Соколов, Гр. Никулин) — приз за изобразительное решение на Всесоюзном фестивале телефильмов в Баку
  • «Не болит голова у дятла» — «Ленфильм» (Динара Асанова)
  • «Ключ без права передачи» (совместно с Ю. Векслером) — «Ленфильм» (Динара Асанова) Призы — ВКФ-77, Москва-78, ФЕСТ-78 (Югославия), Кошалин-78
  • «Собака Баскервилей» — (совместно с В.Ильиным) телевизионный двухсерийный фильм «Петрополь» (Иг. Масленников)
  • «Ханума» — телевизионный двухсерийный фильм — «Петрополь» (Г. Товстоногов)
  • «Чужие письма» — «Ленфильм» (Илья Авербах) Призы — ВКФ-76, Неаполь-76, Салоники-80
  • «Объяснение в любви» — двухсерийный, «Ленфильм» (Илья Авербах). Первый приз на Конкурсе на лучшее использование отечественных кинопленок (Это операторский «гамбургский счет» советского времени)
  • «Фантазии Фарятьева» — двухсерийный телевизионный, «Петрополь» (Илья Авербах)
  • «Голос» — «Ленфильм» (Илья Авербах) — Третий приз на пленочном конкурсе
  • «Шурочка» — «Ленфильм» (Иосиф Хейфиц)
  • «Огни» — «Ленфильм» (С. Шустер)
  • «Охота на Золушку» — студия «Панорама» — 1999, двухсерийный телевизионный пилот сериала (Нийоле Адоменайте)
  • «Собственная тень» — «Ленфильм», «Ален» — 2000 год ( О. Наруцкая)
  • «Илья Авербах. Объяснение в любви» — «Студия 217», 2003 (Адоменайте, Долинин)
  • «Красное небо» — «Дар-фильм» — 2004, (В. Огородников), был номинантом «Ники» за лучшую операторскую работу в 2006 году, приз за операторскую работу на фестивале военного кино им. Озерова в 2005
  • «Эшелон», 8 серий – «Президент—фильм», 2005 (Н. Адоменайте, Дм. Долинин) Гран-при Евразийского телефорума в Москве (2005), приз по разделу телекино в Смоленске на фестивале «Новое кино, ХХ1 век» (2005)</div>

Режиссер—постановщик

  • «Три года» — (совместно со Ст. Любшиным) двухсерийный, телевизионный по одноименной повести А.П. Чехова, «Мосфильм», телеобъединение, 1980. Сценарий Александра Александрова, оператор М.Агранович, композ. Артемьев
  • «Сентиментальное путешествие на картошку» — «Ленфильм», 1986. Сценарий Андрея Смирнова, оператор В. Иванов, композитор В. Черницкий
  • «Виктория» («Бумажный патефон») — Студия «Петрополь», 1987. Сценарий Александра Червинского по его пьесе «Счастье мое». Оператор Л. Колганов, композитор Г. Банщиков
  • «Убегающий август» – «Ленфильм», 1989. Сценарий Анатолия Гребнева, Анатолия Эфроса, оператор Л. Колганов, композитор Г. Банщиков
  • «Мы странно встретились» — студия «Панорама» СПБ, 1990. Сценарий Александра Гельмана по его пьесе «Скамейка», оператор Л. Колганов
  • «Миф о Леониде» — «Ленфильм», 1991. Сценарий Павла Финна, оператор Л. Колганов, композитор Г. Банщиков. Приз — Фестиваль «Созвездие» 92. Участие — Салоники 93
  • «Колечко золотое, букет из алых роз» — «АКВ», «Ленфильм», «Лентелефильм» — 1994. Сценарий Дмитрия Долинина по повести А.П. Чехова «В овраге», оператор Л. Колганов, композитор Г. Банщиков. Приз — Гатчина 96. Участие — Монреаль 95
  • «Илья Авербах. Объяснение в любви» — «Студия 217», 2003. Автор сценария и режиссер-постановщик совместно с Н. Адоменайте
  • «Эшелон» 8 серий – «Президент—фильм», 2005. Соавтор сценария и режиссер-постановщик совместно с Н. Адоменайте. Гран-при Евразийского телефорума в Москве (2005), приз по разделу телекино в Смоленске на фестивале «Новое кино, ХХ1 век» (2005)</div>

Сценарист:

  • «Колечко золотое, букет из алых роз» — по повести А.П. Чехова «В овраге»
  • «Призрак Александра Вольфа» – экранизация романа Гайто Газданова. Первый приз конкурса сценариев-экранизаций Гатчинского кинофестиваля в 2003 году
  • «Илья Авербах. Объяснение в любви»
  • «Анна» — экранизация одноименной повести Б. Зайцева. Второй приз конкурса сценариев-экранизаций Гатчинского кинофестиваля в 2004 году
  • «Путешествие на ту сторону» — окончен в 2003 году, по мотивам мемуаров Н. Тэффи, Г. Иванова, И. Бунина и др.
  • «Эшелон» — участие в сценарии</div>
Фотограф Дмитрий  Долинин
Дата публикации: 14.10.2014
Комментировать

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus