Вверх
  • Фотограф Сабина Пигаль
  • Фотограф Пьерлуиджи Пратурлон
  • Фотограф Денис Регги
  • Фотограф Фил Борджес
  • Фотограф Марк Плонски
  • Фотограф Роман Никулин
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Фотограф Фил Борджес

Обсудить

Фил Борджес фотографирует только людей. Но не просто людей, а только тех, кого мы, жители городов, не видим. Тех, что живут своей собственной, какой-то очень непонятной жизнью далеко от нашей европоцентристской цивилизации. В течение уже почти двадцати пяти лет Фил Борджес путешествует по миру и изучает культуру народностей, находящихся на грани исчезновения. На его фотографиях мы видим обитателей того мира, по отношению к которому по традиции используем клише «страны третьего мира», «малые народы», «неблагополучные — или просто развивающиеся — государства».

«Я хочу, чтобы зритель видел в этих людях индивидуальность, знал их имена, что-то из их истории, а не просто смотрел на фотографии и видел на них члена какой-то маленькой этнической группы или племени», — говорит Фил. Именно поэтому каждая фотография мастера снабжена четким комментарием, рассказывающим историю жизни запечатленного камерой человека. Эти комментарии можно найти на персональном сайте фотографа. Есть среди работ Борджеса и фотографии, сделанные в России.

Почти все снимки Борджес делает с близкого расстояния, что позволяет добиться резкости всех деталей портрета. При этом задний план сохраняется размытым, поскольку, как правило, существенно удален от места съемки; это позволяет сконцентрировать взгляд на человеческой фигуре, которая буквально заслоняет от нас всю окружающую реальность.

«Я был вдохновлен ставшими классикой портретами аборигенов Ирвинга Пенна, сделанными на фоне исчезающего в бесконечности заднего плана. Несмотря на то, что я использую подобную технику, фон для меня всегда второстепенен. В первую очередь мои работы — это портреты личностей, а не представителей той или иной национальности», — говорит Фил.

Фил Борджес — автор нескольких книг-альбомов («Тибетский портрет», «Терпеливый дух», «Дар», «Миссия женщины»), герой многочисленных персональных выставок, участник творческих групп, создающих фильмы для National Geographic, Discovery.

Однажды в 1999 году Фил Борджес направлялся на встречу с эквадорским шаманом, когда его познакомили с Трансито, ссохшейся старушкой, жившей со своей собакой в деревне в Андах. Эта невероятная старая леди, как выяснилось, почти в одиночку произвела реформу глубоко укоренившейся эксплуататорской плантаторской системы. «Когда Трансито была еще девочкой, большинство аборигенов на кабальных условиях работали на гасиендах в качестве прислуги, — объясняет Борджес. — Трансито постоянно подвергалась сексуальному насилию со стороны владельца гасиенды, где она работала, и когда ей исполнилось семнадцать лет, она стала открыто говорить об этом». За протест ее неоднократно сажали в тюрьму и каждый раз силой возвращали на гасиенду. Но этот опыт превратил Трансито в страстную защитницу работников гасиенды, она продолжала протестовать против жестокого обращения. Одной из таких акций была забастовка. «Работники объявили забастовку, и внезапно всем обитателям гасиенды стало нечего есть, — рассказывает Борджес. — Это показало всем, насколько важны эти люди для экономики Эквадора».

Борджес сделал портрет Трансито и понял, что этот снимок станет первым в проекте, который он нарисовал в своем воображении, — проекте, посвященном исследованию расширяющихся возможностей женщин во всем мире. «Вы не можете помочь, вы можете только наблюдать вопиющее неравенство полов в странах третьего мира, — говорит Борджес. — Это имеет место во всех сферах: в образовании, в домашнем хозяйстве, в политике, в финансах и здравоохранении. И я подумал, что хочу снять серию портретов женщин, которые бросили вызов этому сексистскому положению дел и тем способствовали повышению уровня жизни в своих общинах».

Этот проект был приостановлен в связи с событиями 11 сентября 2001 года и работой, которая потребовалась для реализации еще одной мечты Борджеса: создания организации, которую он назвал «Мосты взаимопонимания» (Bridges for Understanding). Она объединяет школьников в развивающихся странах (среди которых Индия, Кения, Перу и Непал) с их ровесниками в Америке, посылая волонтеров, везущих им знания и средства их передачи — фотоаппараты, компьютеры, средства доступа в интернет, — с помощью которых они могут рассказать о своей культуре. «Я хотел создать своего рода лабораторию межкультурного взаимопонимания», — говорит Борджес. Сейчас эта организация нашла приют в Getty Images, ее поддерживают пожертвования в виде оборудования и программных продуктов, в том числе от Canon, Adobe и Microsoft. У организации есть долговременная программа развития, опирающаяся на цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия ООН.

Хотя программа имела огромный успех, для фотографической деятельности Борджеса она оказалась пагубной. «Я просто влил туда всю свою энергию, — говорит он. — Я занимался только административной работой и сбором средств. Я не снимал четыре года. Я знал, что мне нужно начать фотографический проект, или я сойду с ума».

Катализатором этой перемены была счастливая случайность — звонок из CARE, агентства, которое занималось гуманитарной помощью. Эта организация обратилась к Борджесу с предложением о сотрудничестве. Он узнал, что CARE борется за расширение прав и возможностей женщин. Новой миссии общества идеально подошел бы нереализованный проект Борджеса, на который когда-то его вдохновила Трансито. Борджес занялся фотографией, снимал в Афганистане, Бангладеше, Гане, Гватемале и других странах третьего мира, вовлекая множество женщин в программы CARE. «Ребята из CARE хорошо придумали, — говорит он. — Они не привозят сотрудников из-за рубежа. Они нанимают местных жителей». Одной из таких местных работниц стала Аби, молодая женщина из эфиопского мусульманского афарского клана. Афарские эфиопы делают всем девочкам «обрезание», когда им исполняется двенадцать лет, — они считают, что этого требует ислам. Аби не хотела такой судьбы и сбежала из своей деревни в возрасте десяти лет в столицу страны Аддис-Абебу.

«Это было абсолютно героическим поступком, — говорит Борджес. — До этого никто даже не осмеливался отказаться». Но это было только начало героической истории Аби. Восемь лет спустя она вернулась в свое племя как социальный работник CARE. Она помогала организовывать станции здоровья и строить колодцы с чистой водой. Аби также начала кампанию против женского обрезания. Ее постоянно унижали мужчины клана. «Они обвиняли ее в том, что CARE платит ей за уничтожение их культуры, — говорит Борджес. — А она говорила им, что нигде в Коране не написано, что девочек надо обрезать».

В конце концов Аби убедила женщин деревни, которые исполняли ритуал, позволить ей заснять его на видеокамеру. А потом ей удалось показать отснятый материал всем мужчинам-старейшинам, ни один из которых не видел ритуала своими глазами. «Мужчины были так шокированы, что проголосовали пятнадцать против двоих за то, чтобы прекратить женское обрезание в своей деревне, — говорит Борджес. — Теперь мы пытаемся распространить это и на другие афарские деревни». Хотя этот итог и не был прямым результатом инициативы CARE, подчеркивает Борджес. «Эта история свидетельствует скорее не о вымирании обычая женского обрезания, а о том, как женщины в сообществе получают право голоса», — объясняет он и результатом называет то, что афарские женщины теперь могут участвовать в собраниях деревни. «Все, что нужно, — это объяснить женщине ее права и дать ей инструменты обращения с ними — и она сможет изменить общество. Это лучший путь борьбы с нищетой и несправедливостью».

За каждой моделью Борджеса стоит большая история, начиная с бангладешской женщины, которая создала организацию по защите проституток, и заканчивая афганской фотожурналисткой. Своя история есть у каждого портрета в книге «Women Empowered: Inspiring Change in the Emerging World». Несмотря на что, что новый проект Борджеса рассказывает о других, он сам — тоже один из героев, потому что обладает способностью найти в этих историях возвышенное, в то время как другие фотографы только фиксируют мрачные подробности. «Я стараюсь брать негативные моменты и оборачивать их во вдохновляющую суперобложку, — говорит Борджес. — Так люди обратят больше внимания на то, что я хочу показать».

Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес
Фотограф Фил Борджес

Опубликовано: 06.05.2014

Обсудить
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
F933c09b b053 45d7 8ffe 449744f694d2