Вверх
9bb027dc 8884 43f0 88e9 b2c293345c8b

Стрит-фотография с Olympus

Дата публикации: 13.10.2016

Стрит-фотография — один из самых необычных жанров фотоискусства. Он отличается, прежде всего, своей сложностью и многогранностью. Кадр складывается не только из визуального содержания. Основу составляет смысловой подтекст, зачастую наполненный множеством нюансов. А мастерство фотографа заключается в том, чтобы взять этот подтекст и огранить подобно бриллианту — завернуть в притягивающую взгляд зрителя «обёртку» из композиции, работы со светом, цветом и другими визуальными инструментами фотографии.

Стрит-фотография с Olympus

Итальянская церковь

. Дмитрий Зверев: «Кадр сделан в огромной церкви Сан-Джованни в Риме. Свет из окон
 образовал обособленные пятна на полу. Экспозиция по светам позволила 
увести всё окружающее пространство в полную темноту. Три подобных друг 
другу световых фрагмента уменьшаются вглубь, образуя резкую 
перспективу, уходящую в бесконечность. Люди будто парят в космосе,
 каждый на своём "ковре-самолёте".»

Теперь умножим всё это на случайность момента: стрит-фотография не терпит постановки. Поэтому многие фотографы предпочитают работать в этом жанре с наименее заметными фотоаппаратами.

Утром на эскалаторе. Дмитрий Зверев: «Кадр сделан на эскалаторе станции "Деловой центр". На тему утреннего 
потока служащих, разъезжающихся по своим офисам. Главный творческий
 приём — повернуть камеру так, чтобы линии перил стали горизонтальными и фигуры показались наклонными. Дополнительный наклон 
случился оттого, что люди читают с экрана телефонов. На получение 
этого кадра репортажным способом ушло две съёмки и примерно 6000 
щелчков затвором. Удачно попала линия потолка на фоне. Человека на 
переднем плане как бы дополнительно придавливает тёмным пятном на 
потолке.»

Утром на эскалаторе. Дмитрий Зверев: «Кадр сделан на эскалаторе станции "Деловой центр". На тему утреннего 
потока служащих, разъезжающихся по своим офисам. Главный творческий
 приём — повернуть камеру так, чтобы линии перил стали горизонтальными и фигуры показались наклонными. Дополнительный наклон 
случился оттого, что люди читают с экрана телефонов. На получение 
этого кадра репортажным способом ушло две съёмки и примерно 6000 
щелчков затвором. Удачно попала линия потолка на фоне. Человека на 
переднем плане как бы дополнительно придавливает тёмным пятном на 
потолке.»

Здесь современные беззеркалки Olympus являются одним из самых эффективных инструментов. Предпосылок для этого несколько. Наиболее очевидная и лежащая на поверхности — компактность камеры и объектива. Комплект получается в разы меньше и легче аналогичного набора, собранного на основе зеркалки. Такой фотоаппарат и внимания привлекает меньше, и брать с собой его удобнее.

В Геленджике +35 °C

. Дмитрий Зверев: «Снимок сделан на пляже в Геленджике сверхдлиннофокусником Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO. Фокус наведён ни на передний, ни на задний план. А МЕЖДУ 
ними. Причём на полностью открытой диафрагме. Однако изображение
 осталось визуально резким благодаря огромному контрасту сцены с 
солнечной дорожкой на воде. Кружки бликов на границе фигур дали
 интересный эффект исходящего "жара".»

В Геленджике +35 °C

. Дмитрий Зверев: «Снимок сделан на пляже в Геленджике сверхдлиннофокусником Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO. Фокус наведён ни на передний, ни на задний план. А МЕЖДУ 
ними. Причём на полностью открытой диафрагме. Однако изображение
 осталось визуально резким благодаря огромному контрасту сцены с 
солнечной дорожкой на воде. Кружки бликов на границе фигур дали
 интересный эффект исходящего "жара".»

Компактными оказываются все объективы, даже 300-мм телевики, которые можно легко брать с собой в дальние поездки.

Виндсёрфер. Дмитрий Зверев: «Кадр делался с риском для жизни фотоаппарата. Я стоял почти по шею в 
воде. Приходилось опускать аппарат к самой поверхности моря, чтобы
 получились такие красивые блики. Залить камеру морской водой означает 
её верную смерть. (Хотя, например, после купания в пресной воде
 фотоаппарат достаточно просто высушить). По этой причине я отказался 
от съёмки на профессиональный телевик Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/2.8 в пользу 
любительского Olympus M.Zuiko Digital ED 75-300mm f/4.8-6.8 II, который было не так жалко, если что...»

Виндсёрфер. Дмитрий Зверев: «Кадр делался с риском для жизни фотоаппарата. Я стоял почти по шею в 
воде. Приходилось опускать аппарат к самой поверхности моря, чтобы
 получились такие красивые блики. Залить камеру морской водой означает 
её верную смерть. (Хотя, например, после купания в пресной воде
 фотоаппарат достаточно просто высушить). По этой причине я отказался 
от съёмки на профессиональный телевик Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/2.8 в пользу 
любительского Olympus M.Zuiko Digital ED 75-300mm f/4.8-6.8 II, который было не так жалко, если что...»

А теперь переходим к неочевидным преимуществам. Вы можете снимать на светосильную оптику на открытых диафрагмах и получать короткие выдержки, при этом сохраняя в резкости несколько планов снимка. Для жанровой и стрит-фотографии большая глубина резкости оказывается крайне полезной.

В Эрмитаже. Дмитрий Зверев
: «Иногда мне кажется, что кто-то "сверху" специально готовит для меня 
сюжеты. Специально я их придумывать не в состоянии. На фотографии
 изображён один из залов Эрмитажа в Петербурге. Я сидел напротив этой 
стены и разглядывал портреты, недоумевая, куда пропали два из них. В
 это время на скамейку присела парочка, отдохнуть от утомительного 
музейного ритма. Я, конечно, щёлкнул. И вся сцена поменяла свой смысл.
Теперь кажется, что это как раз те два персонажа, которые покинули свои 
рамки, чтобы встретиться внизу.
»

В Эрмитаже. Дмитрий Зверев
: «Иногда мне кажется, что кто-то "сверху" специально готовит для меня 
сюжеты. Специально я их придумывать не в состоянии. На фотографии
 изображён один из залов Эрмитажа в Петербурге. Я сидел напротив этой 
стены и разглядывал портреты, недоумевая, куда пропали два из них. В
 это время на скамейку присела парочка, отдохнуть от утомительного 
музейного ритма. Я, конечно, щёлкнул. И вся сцена поменяла свой смысл.
Теперь кажется, что это как раз те два персонажа, которые покинули свои 
рамки, чтобы встретиться внизу.
»

Дизайн фотоаппаратов Olympus смело можно назвать классическим. Угловатые формы, металл и отделка под кожу. Именно так выглядели фотоаппараты в далёком советском прошлом. В массовом сознании они — антиподы современных чёрных зеркалок с белыми объективами. Люди зачастую не воспринимают беззеркалки Olympus как профессиональный инструмент: они ассоциируют камеру с плёночной эпохой, с чем-то несерьёзным. А зачастую и просто не замечают. Это тоже плюс для фотографа.

В ожидании шефа. Дмитрий Зверев: «Летом машины в Москве чистые, а в центре города ещё и очень дорогие, 
сложные по рельефу. В них всегда интересно искать отражения. А тут под
 отражениями я нашёл ещё и спящего человека. На Биржевой площади 
паркуются только автомобили важных государственных персон.
 Применительно к этой истории можно перефразировать известную 
поговорку: "Шофёр спит — служба идёт".»

В ожидании шефа. Дмитрий Зверев: «Летом машины в Москве чистые, а в центре города ещё и очень дорогие, 
сложные по рельефу. В них всегда интересно искать отражения. А тут под
 отражениями я нашёл ещё и спящего человека. На Биржевой площади 
паркуются только автомобили важных государственных персон.
 Применительно к этой истории можно перефразировать известную 
поговорку: "Шофёр спит — служба идёт".»

Однако внешность обманчива. Все камеры Olympus буквально напичканы современными технологиями. Так, сенсорный дисплей позволяет не только менять настройки, но и выбирать область фокусировки одним касанием, и мгновенно спускать затвор без нажатия на кнопку спуска. При этом откидная конструкция дисплея позволяет располагать камеру где угодно: на земле, над головой, рядом с фотографом. Это даёт возможность одновременно использовать необычные точки съёмки и оставаться незамеченным: люди привыкли, что их снимают лишь глядя в видоискатель фотоаппарата.

Никольская улица на закате. Дмитрий Зверев: «Улица Никольская снята с высокой стойки для осветительных приборов.
 Время съёмки рассчитано с помощью программы SunCulc так, чтобы свет
 ложился идеально вдоль улицы и рисовал длинные тени. Диафрагма зажата до F13 для создания красивых лучей, дополняющих рисунок линий,
 которые выходят из глубины кадра.»

Никольская улица на закате. Дмитрий Зверев: «Улица Никольская снята с высокой стойки для осветительных приборов.
 Время съёмки рассчитано с помощью программы SunCulc так, чтобы свет
 ложился идеально вдоль улицы и рисовал длинные тени. Диафрагма зажата до F13 для создания красивых лучей, дополняющих рисунок линий,
 которые выходят из глубины кадра.»

Можно пойти дальше: все современные модели поддерживают дистанционное управление по Wi-Fi со смартфона. При этом на экране телефона фотограф видит живую картинку и может менять все настройки. Такой приём тоже вполне можно использовать в работе, находясь на некотором расстоянии от фотоаппарата.

Под бизнес-центром «Ситидел»

. Дмитрий Зверев: «Фотография представляет собой вид вертикально вниз с крыши дома на 
уличный тротуар. Изображения людей в проекции сверху теряются. Зато их 
тени ориентированы так, как мы привыкли видеть людей. Поэтому они 
неожиданно становятся самостоятельными и начинают жить своей жизнью.»

Под бизнес-центром «Ситидел»

. Дмитрий Зверев: «Фотография представляет собой вид вертикально вниз с крыши дома на 
уличный тротуар. Изображения людей в проекции сверху теряются. Зато их 
тени ориентированы так, как мы привыкли видеть людей. Поэтому они 
неожиданно становятся самостоятельными и начинают жить своей жизнью.»

Вне зависимости от того, как вы строите кадр — через видоискатель, по дисплею или через экран мобильного телефона — автофокус камер работает очень быстро и уверенно. Быстрый автофокус — это визитная карточка беззеркальной системы Olympus. С любым объективом системы скорость фокусировки очень высока. В уличной фотографии она раскрывается по полной: фотограф может поймать любой сюжет, даже самый быстротечный.

Фонтан в парке Музеон. Olympus OM-D E-M1, Olympus ED 12-40mm f2.8 PRO. Дмитрий Зверев

: «Здесь я использовал особенность съёмки фонтана на длинной выдержке с 
проводкой. В контровом свете светящиеся капли прочерчивают 
разнонаправленные наклонные линии. Общий эффект выглядит так, будто
 эмульсию плёнки исцарапали металлической щёткой.
 При съёмке пришлось надеть нейтрально-серый фильтр, чтобы получить
 доступ к длинным выдержкам несмотря на солнце.
»

Фонтан в парке Музеон. Olympus OM-D E-M1, Olympus ED 12-40mm f2.8 PRO. Дмитрий Зверев

: «Здесь я использовал особенность съёмки фонтана на длинной выдержке с 
проводкой. В контровом свете светящиеся капли прочерчивают 
разнонаправленные наклонные линии. Общий эффект выглядит так, будто
 эмульсию плёнки исцарапали металлической щёткой.
 При съёмке пришлось надеть нейтрально-серый фильтр, чтобы получить
 доступ к длинным выдержкам несмотря на солнце.
»

Метро. Час-пик

. Olympus OM-D E-M1, Olympus ED 12-40mm f2.8 PRO. Дмитрий Зверев: «Снято с галереи, идущей сбоку над станцией. Выдержка составляла аж 2
 секунды. Поэтому был необходим штатив. Но обычный фотографический
 штатив ставить в метро нельзя. Поэтому я приспособил на перилах
 мешочек с крупой. Такой импровизированный штатив имеет много удобств.
 Его нетрудно сделать в любом месте города. Просто заходите в ближайший 
продуктовый магазин, покупаете что-то сыпучее (крупа, чай и т.п.) и
 насыпаете в полиэтиленовый пакет. Камера на нём легко фиксируется в 
разном положении. Просто немного утопите её в крупе. Способность
 такого мешочка принимать любую форму помогает разместить его на любой
 поверхности. Даже на перилах, как здесь.
 Результат на этой фотографии — счастливое совпадение нескольких
 факторов. Во-первых, приехало сразу два поезда, из которых вышло очень
 много людей, образовавших своеобразные потоки. Поезд тоже оставил 
смазанный след. Во-вторых, полицейский при этом о чём-то задумался, застыв на
 две секунды, и остался абсолютно резок.»

Метро. Час-пик

. Olympus OM-D E-M1, Olympus ED 12-40mm f2.8 PRO. Дмитрий Зверев: «Снято с галереи, идущей сбоку над станцией. Выдержка составляла аж 2
 секунды. Поэтому был необходим штатив. Но обычный фотографический
 штатив ставить в метро нельзя. Поэтому я приспособил на перилах
 мешочек с крупой. Такой импровизированный штатив имеет много удобств.
 Его нетрудно сделать в любом месте города. Просто заходите в ближайший 
продуктовый магазин, покупаете что-то сыпучее (крупа, чай и т.п.) и
 насыпаете в полиэтиленовый пакет. Камера на нём легко фиксируется в 
разном положении. Просто немного утопите её в крупе. Способность
 такого мешочка принимать любую форму помогает разместить его на любой
 поверхности. Даже на перилах, как здесь.
 Результат на этой фотографии — счастливое совпадение нескольких
 факторов. Во-первых, приехало сразу два поезда, из которых вышло очень
 много людей, образовавших своеобразные потоки. Поезд тоже оставил 
смазанный след. Во-вторых, полицейский при этом о чём-то задумался, застыв на
 две секунды, и остался абсолютно резок.»

Ещё более важным преимуществом порой оказывается оптическая стабилизация, о которой мы говорим практически в каждой статье этого цикла. Камеры Olympus оборудованы пятиосевым (компенсирует колебания по пяти степеням свободы) стабилизатором изображения на основе сдвига матрицы. Благодаря этому снимать с рук можно на выдержках существенно длиннее критической, а также смело использовать «нестандартный» хват: поднимать камеру над головой, вести съёмку с вытянутых рук. Стабилизация порой настолько эффективна, что для получения задуманного автором смаза на снимке её приходится отключать.

Подземный переход под Арбатом. Дмитрий Зверев:

 «Забыли штатив дома? Не беда. Самое время заняться экспериментами! На 
этом фото я намеренно сделал выдержку ещё длиннее и отключил 
стабилизатор. Контрастные линии ступеней разорвали контуры фигур,
 заставили их вибрировать и стать похожими на собственные
 отражения в кривом потолке. Цветовая палитра ассоциируется с осенью и 
помогает воспринимать сцену мокрой и холодной.»

Подземный переход под Арбатом. Дмитрий Зверев:

 «Забыли штатив дома? Не беда. Самое время заняться экспериментами! На 
этом фото я намеренно сделал выдержку ещё длиннее и отключил 
стабилизатор. Контрастные линии ступеней разорвали контуры фигур,
 заставили их вибрировать и стать похожими на собственные
 отражения в кривом потолке. Цветовая палитра ассоциируется с осенью и 
помогает воспринимать сцену мокрой и холодной.»

Жанровая и стрит-фотография — это стихия камер Olympus. Трудно представить, какие ещё фотоаппараты настолько же хорошо подходят для этих целей. Набор характеристик серии OM-D как будто создавался специально для подобных съёмок. Впрочем, не стоит забывать, что здесь фотоаппарат — всего лишь помощник фотографа на пути к шедевру. Успех в большей степени зависит от фотографа, его умения видеть, оказываться в нужное время в нужном месте. Но чтобы в последний миг не допустить осечки, лучше выбрать на этом пути надёжный инструмент.

Дата публикации: 13.10.2016
Комментировать

Серия статей

Развернуть весь список

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus