Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Olympus. Предметная и фуд-фотография

Дата публикации: 12.09.2016

Фуд-фотография — чрезвычайно многогранный жанр. Еду (точнее, натюрморты с едой) можно снимать по-разному. Кто-то проводит «аппетитные» съёмки для рекламы и журналов, а кто-то предпочитает просто симпатично сфотографировать кулинарные изыски собственного приготовления. Однако особенность этого жанра в том, что подход к съёмке каждый раз будет одинаковым. Речь идёт именно о постановочной фотографии, где главную роль играет наполнение кадра, композиция и свет.

Olympus. Предметная и фуд-фотография

Дарья Боронина: «В предметной фотографии очень часто сталкиваешься с поверхно-стями, которые бликуют, а выбитые рефлексы в этом жанре недопустимы. Так вот, в камере Olympus в светах достаточно много деталей.»

И всё же есть множество технических аспектов, которые, на первый взгляд, находятся на втором плане. Но каждый из них важен настолько, что может предопределить результат съёмки. Сегодня мы поговорим именно о технике, а именно о фуд-фотографии с приме-нением техники Olympus. Мы рассмотрим ряд уникальных свойств этих камер, которые помогают фотографам получать качественный результат.

Размер и вес

Несмотря на то что постановочная съёмка редко проходит налегке, профессиональные фотографы ценят компактность камер и объективов Olympus. Казалось бы, килограммом оборудования больше или меньше — разницы нет. Но на самом деле фотоаппарат — это финальное звено. И даже если на съёмку привезли грузовик реквизита, весь съёмочный день фотограф будет взаимодействовать именно с камерой. Нужно понимать, что далеко не все съёмки проводятся со штатива.

Дарья Боронина: «У фуд- или предметного фотографа помимо оборудования (камеры, штатива, отражателей, источников света) очень много разного реквизита, который помогает создавать красивую картинку. В такие моменты вес и размер каждого предмета в чемоданчике имеет значение. С камерами Olympus на фотооборудовании можно сэкономить целые килограммы багажа.»

Дарья Боронина: «У фуд- или предметного фотографа помимо оборудования (камеры, штатива, отражателей, источников света) очень много разного реквизита, который помогает создавать красивую картинку. В такие моменты вес и размер каждого предмета в чемоданчике имеет значение. С камерами Olympus на фотооборудовании можно сэкономить целые килограммы багажа.»

Live View

Название этой функции даже в буквальном, подстрочном переводе — живой взгляд — довольно точно описывает её применение и преимущество. Видя кадр на экране камеры, фотограф может в реальном времени оценить будущий результат: и экспозицию, и цветопередачу. А главное — он получает возможность сразу переложить на плоскость кадра пространство. В предметной и фуд-фотографии это особенно важно. Ведь объекты съёмки смотрятся в жизни порой совсем по-другому, нежели на плоскости снимка.

Фото: Сергей Мельников

Фото: Сергей Мельников

Камеры Olympus дарят ещё одно преимущество — поворотный дисплей. С его помощью фотограф может выбирать не только наиболее удобные, но и по-настоящему выгодные точки. Ух, сколько же раз каждый из нас выбирал не самый лучший ракурс лишь потому, что не хотелось садиться или ложиться на грязный пол, мокрую траву. С поворотным дисплеем эта задача решается.

Фото: Сергей Мельников
Снимок сделан в режиме 40 мегапикселей.

Фото: Сергей Мельников
Снимок сделан в режиме 40 мегапикселей.

Но даже если вы снимаете со штатива, поворотный дисплей оказывается настоящим спасением от уставшей спины и шеи. Фотографу вовсе не обязательно наклоняться над камерой, тянуться к ней. Ведь даже смену настроек можно проводить с помощью дисплея: в современных камерах Olympus он оснащён сенсорным интерфейсом.

Дарья Боронина: «Я очень ценю качественный сенсорный экран с переменным углом, который позволяет снимать с разных труднодоступных ракурсов (например, высоко сверху), а также увеличивать изображение и чётко фокусироваться. Часто важной оказывается возможность управлять камерой с компьютера или телефона.»

Дарья Боронина: «Я очень ценю качественный сенсорный экран с переменным углом, который позволяет снимать с разных труднодоступных ракурсов (например, высоко сверху), а также увеличивать изображение и чётко фокусироваться. Часто важной оказывается возможность управлять камерой с компьютера или телефона.»

Фокус-стекинг и фокус-брекетинг

Об этих функциях мы уже рассказывали ранее в уроке про макро. Однако и в предметной фотографии они также актуальны.

Фото: Сергей Мельников

Фото: Сергей Мельников

Фокус-брекетинг позволяет сделать серию снимков с заданным сдвигом плоскости фокусировки от кадра к кадру. Зачем это нужно? Решать вам. Можно выбрать просто наибо-лее удачный кадр из серии, где глубина резкости легла идеально. А можно использовать полученные снимки для компьютерной обработки — стекинга, когда из снимков с разным положением плоскости фокусировки склеивается один кадр с увеличенной глубиной резкости.

Включение фокус-брекетинга

Включение фокус-брекетинга

Выбор количества кадров

Выбор количества кадров

Если вы планируете заняться стекингом, то лучше сделать больше снимков. Если брекетинг используется для выбора оп-тимального снимка из серии, то хватит 3–5 кадров.

Если вы планируете заняться стекингом, то лучше сделать больше снимков. Если брекетинг используется для выбора оп-тимального снимка из серии, то хватит 3–5 кадров.

Для стекинга лучше выбирать минималь-ную разницу фокуса. Для съёмки серии и выбора наиболее удачного кадра разница в фокусе может быть сравнительно большой.

Для стекинга лучше выбирать минималь-ную разницу фокуса. Для съёмки серии и выбора наиболее удачного кадра разница в фокусе может быть сравнительно большой.

Но в камерах Olympus (например, в OM-D E-M1) есть также автоматическая склейка фо-кус-стекинга. Камера сама сделает серию снимков с заданным сдвигом и объединит их в один кадр с увеличенной глубиной резкости.

Конечно же, для качественной съёмки и в первом, и во втором случае вам потребуется штатив. Однако если число кадров в серии невелико, часто можно обойтись и без него: оснащённые эффективным оптическим стабилизатором камеры Olympus часто способны обеспечить хороший результат при съёмке с рук с фокус-брекетингом или фокус-стекингом, особенно если вы умеете правильно и надёжно удерживать фотоаппарат.

Дарья Боронина: «Камера довольно корректно и детально воспроизводит цветовые нюансы даже в сложных условиях освещения. На мой взгляд, это лучшее цветоразде-ление, особенно красных оттенков.»

Дарья Боронина: «Камера довольно корректно и детально воспроизводит цветовые нюансы даже в сложных условиях освещения. На мой взгляд, это лучшее цветоразде-ление, особенно красных оттенков.»

Режим 40 мегапикселей

Но на сладкое мы оставили описание функции, которую можно назвать уникальной. Ни один из фотоаппаратов Olympus не имеет разрешения 40 мегапикселей. Однако если речь заходит о предметной съёмке, то получить 40-мегапиксельные кадры с очень высокой детализацией оказывается очень просто! Как? Давайте разбираться.

Фото: Сергей Мельников
Снимок сделан в режиме 40 мегапикселей.
«Режим 40 Мп стал последним решающим аргументом в пользу полного отказа от зеркалки и перехода на беззеркалку Olympus OM-D E-M5 Mark II. Ведь если рассматри-вать зеркальные камеры, которые выдают подобное разрешение, то разница в цене будете в 2, а то и в 3 раза выше по сравнению с беззеркалкой от Olympus. Не говоря уже о размере и весе.»

Фото: Сергей Мельников
Снимок сделан в режиме 40 мегапикселей.
«Режим 40 Мп стал последним решающим аргументом в пользу полного отказа от зеркалки и перехода на беззеркалку Olympus OM-D E-M5 Mark II. Ведь если рассматри-вать зеркальные камеры, которые выдают подобное разрешение, то разница в цене будете в 2, а то и в 3 раза выше по сравнению с беззеркалкой от Olympus. Не говоря уже о размере и весе.»

Сначала немного теории. Все современные модели беззеркалок Olympus оснащены встроенным оптическим стабилизатором на основе сдвига матрицы. Разработчикам уда-лось добиться удивительных результатов в эффективности работы стабилизатора. Речь идёт в том числе и о точности смещения. Отработать сдвиг на величину, равную поло-вине размера пикселя, для системы стабилизации проблемой не является.

А что будет, если сделать серию снимков с микросдвигом всей матрицы, а затем программно объединить их в один кадр? Получится фотография со значительно большей детализацией. Именно так и работает режим «Супер-HD»: 8 кадров со сдвигом на половину пикселя создают один снимок с разрешением 40 мегапикселей. Чтобы это было проще представить, достаточно посмотреть видеоролик:

Включение режима «Супер-HD» в основном меню

Включение режима «Супер-HD» в основном меню

Включение режима «Супер-HD» в основном меню

Включение режима «Супер-HD» в основном меню

Включение режима «Супер-HD» в основном меню

Включение режима «Супер-HD» в основном меню

Функцию «Супер-HD» также можно активировать в экранном меню.

Функцию «Супер-HD» также можно активировать в экранном меню.

Конечно, при этом фотограф испытывает ряд ограничений. Камеру необходимо установить на штатив. Все детали сюжета должны быть неподвижны. Но очень многие кадры для предметной и фуд-фотографии снимаются именно в таких условиях. Примечательно, что хоть камера и делает несколько экспозиций одного кадра, фотограф все равно может пользоваться импульсным светом. В меню можно задать время перезарядки ваших студийных источников света, и фотоаппарат перед следующей экспозицией будет выдерживать соответствующую паузу.

Фото: Сергей Мельников
Снимок сделан в режиме 40 мегапикселей.

Фото: Сергей Мельников
Снимок сделан в режиме 40 мегапикселей.

Зато итоговое разрешение снимков и уровень их детализации не только радуют глаз фотографа, но и делают фотографии намного более ценными с точки зрения заказчика. Ведь 40 мегапикселей — это разрешение, достойное печати на большом постере или билборде. Такие кадры могут пойти не только в каталог, но и на оформление витрины. А ближайшие 40-мегапиксельные конкуренты камер Olympus при этом стоят в разы дороже.

Дата публикации: 12.09.2016
Комментировать

Серия статей

Развернуть весь список

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus