Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Olympus. Фотография в путешествии

Дата публикации: 30.08.2016
Olympus. Фотография в путешествии

Фото: Виктория Роготнева

Фотография в путешествии: для каждого она своя. Один фотограф предпочитает запечатлеть чашку кофе за завтраком в пятизвёздочном отеле, другой — священный обряд затерянного где-то на краю земли племени, третий — силуэт слона на фоне заходящего солнца. Кто-то же просто вешает камеру на шею и садится на утреннюю электричку, чтобы доехать до соседнего города и сделать пару красивых кадров…

Сергей Мельников: «Основной причиной покупки камеры Olympus стали габариты и размер. Мне надоело таскать с собой набитый фототехникой рюкзак».

Сергей Мельников: «Основной причиной покупки камеры Olympus стали габариты и размер. Мне надоело таскать с собой набитый фототехникой рюкзак».

Путешествовать всегда хочется налегке. И в этом камеры Olympus дают неоспоримое преимущество. Кстати, все фото для этой статьи сделаны именно на камеры Olympus.

Фото: Дарья Булавина

Фото: Дарья Булавина

Размер и вес имеют значение

Когда выбираешь фотоаппарат, сидя перед экраном ноутбука, вес и размер — последние строчки спецификации любой модели — редко попадают в поле зрения. О них вспоминаешь позже. Например, на стойке регистрации авиакомпании-лоукостера. Или на третий день похода, когда всерьёз начинаешь воспринимать мысль о том, чтобы сбросить рюкзак в пропасть.

Виктория Роготнева: «Чем же порадовал меня этот малыш — OM-D E-M1? В первую очередь автофокусом и скоростью съёмки 10 кадров в секунду, записью в формате RAW с большим буфером. У Olympus есть целая линейка качественных объективов. Многие телевики, кстати, весят на порядок меньше, чем такие же зумы, созданные для зеркальных камер. Резкость? Прекрасная! Автофокус? Отличный! Скорость съёмки? На зависть многим камерам! Дальнейшая печать тоже без проблем. Ну… если вы, конечно, не захотите растянуть кадр на 3–4 метра по горизонтали. Тут поможет только среднеформатная камера».

Виктория Роготнева: «Чем же порадовал меня этот малыш — OM-D E-M1? В первую очередь автофокусом и скоростью съёмки 10 кадров в секунду, записью в формате RAW с большим буфером. У Olympus есть целая линейка качественных объективов. Многие телевики, кстати, весят на порядок меньше, чем такие же зумы, созданные для зеркальных камер. Резкость? Прекрасная! Автофокус? Отличный! Скорость съёмки? На зависть многим камерам! Дальнейшая печать тоже без проблем. Ну… если вы, конечно, не захотите растянуть кадр на 3–4 метра по горизонтали. Тут поможет только среднеформатная камера».

Наконец, мало приятного, если просто устала шея от тяжёлой фотокамеры, а до комфортабельного номера в гостинице тебя отделяют несколько неосмотренных достопримечательностей. Именно в такие моменты обладатели Olympus притягивают завистливые взгляды фотографов с огромными чёрными зеркалками и белыми объективами. А причиной тому — матрица формата 4/3.

На этом моменте я бы хотел остановиться и рассказать поподробнее. На заре цифровой эры у производителей матриц не было технологий, позволяющих делать доступные по цене полнокадровые сенсоры. Именно этот факт обусловил появление камер с уменьшенными сенсорами. Уменьшенные матрицы использовали все, но каждый из производителей выбирал собственный кроп-фактор. Этот параметр показывает, во сколько раз диагональ матрицы меньше, чем у классического кадра 24х36 мм. Например, часть производителей зеркалок уменьшала кадр в 1,5 раза, другая часть — в 1,6 раза. Профессиональные камеры отличались кроп-фактором 1,3. Однако ряд компаний, среди которых был и Olympus, предвидя потенциал развития матриц в будущем, уменьшили диагональ своих матриц в два раза. Так появился формат 4/3.

Дарья Булавина: «Беззеркалки Olympus очень удобны в путешествиях, в том числе для съёмки пейзажей. Они подкупают компактностью: в небольшую наплечную сумку, вмещающую одну обычную зеркалку с широкоугольным зумом, без проблем помещается комплект из камеры Olympus с 5–6 объективами, закрывающими диапазон от широкого угла до телефото, зарядкой, набором аккумуляторов и даже небольшим штативом. Вся экипировка получается легче и меньше. Так проще бродить по горам, можно взять с собой больше полезных аксессуаров».

Дарья Булавина: «Беззеркалки Olympus очень удобны в путешествиях, в том числе для съёмки пейзажей. Они подкупают компактностью: в небольшую наплечную сумку, вмещающую одну обычную зеркалку с широкоугольным зумом, без проблем помещается комплект из камеры Olympus с 5–6 объективами, закрывающими диапазон от широкого угла до телефото, зарядкой, набором аккумуляторов и даже небольшим штативом. Вся экипировка получается легче и меньше. Так проще бродить по горам, можно взять с собой больше полезных аксессуаров».

Важно отметить, что уменьшение диагонали кадра в два раза сократило площадь сенсора изображения в четыре раза! Тогда подобная потеря площади казалась существенной. Но прогресс не стоит на месте, и с каждым годом матрицы становятся всё совершеннее. На меньшей площади можно разметить больше светочувствительных пикселей, а современные технологии заставляют эти пиксели работать всё эффективнее. Поэтому говорить о проигрыше в качестве сегодня не приходится. А размер и вес техники уменьшились, что называется, драматически! Ведь сенсор формата Micro 4/3 требует применения в четыре раза более лёгкой оптики — площадь линз сокращается пропорционально площади кадра.

Фото: Сергей Мельников

Фото: Сергей Мельников

Впрочем, это теория. А на практике именно в системе Micro 4/3 на сегодняшний день существуют самые лёгкие объективы. Например, 300-мм телевик M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO, обеспечивающий такое же приближение, как 600-мм объектив на полном кадре, весит всего 1270 грамм. Комплект из фототехники для съёмки чашки чая за завтраком, тревэл-репортажа днём и заката с силуэтом слона вечером легко помещается в один небольшой рюкзак, который фотограф может носить не уставая целый день.

Сергей Мельников: «Вы только представьте: камера и набор объективов, перекрывающих фокусное расстояние от 16 до 600 мм (в эквиваленте полного кадра), весят 3,5 кг и помещаются в небольшую сумку! А так как в путешествия я езжу только с одним рюкзаком, то для меня габариты и вес фототехники очень важны. Теперь я могу взять с собой ещё и одежду».

Сергей Мельников: «Вы только представьте: камера и набор объективов, перекрывающих фокусное расстояние от 16 до 600 мм (в эквиваленте полного кадра), весят 3,5 кг и помещаются в небольшую сумку! А так как в путешествия я езжу только с одним рюкзаком, то для меня габариты и вес фототехники очень важны. Теперь я могу взять с собой ещё и одежду».

Конечно, можно было бы уменьшать сенсор бесконечно, минимизируя и минимизируя камеру с объективами. Но формат 4/3 — это удачный компромисс между качеством и размером. Дальнейшее сокращение площади кадра осложнило бы съёмку с малой глубиной резкости или качественную съёмку при недостаточном освещении.

Фото: Виктория Роготнева

Фото: Виктория Роготнева

Неочевидные преимущества. Стабилизатор

Матрица формата 4/3 явно проектировалась с расчётом на будущее. Ведь только спустя несколько лет после её появления разработчики смогли реализовать ещё одно её преимущество — малый вес самого сенсора. Это для фотографа нет никакой разницы — нести фотоаппарат на несколько граммов тяжелее или легче. А для оптического стабилизатора разница огромна! Ведь в камерах Olympus реализован стабилизатор на основе сдвига матрицы.

Так выглядит блок стабилизатора камеры Olympus OM-D E-M5 Mark II. Матрица буквально висит в магнитном поле.

Так выглядит блок стабилизатора камеры Olympus OM-D E-M5 Mark II. Матрица буквально висит в магнитном поле.

Несколько лет назад в камерах Olympus появился уникальный пятиосевой стабилизатор, способный компенсировать вибрации камеры по пяти степеням свободы. Большинство стабилизаторов на тот момент могли обеспечить работу лишь по двум осям. Эффективность стабилизатора напрямую зависит от веса стабилизируемого элемента — то есть матрицы. Сделай её на грамм тяжелее, и фотоаппарату понадобится намного больше энергии, чтобы своевременно сдвинуть сенсор в противофазе к колебанию камеры и устранить возможный смаз.

Фото: Сергей Мельников

Фото: Сергей Мельников

Но вернёмся к практике. Именно благодаря эффективному стабилизатору фотографы, работающие с Olympus, могут легко снимать с рук на сравнительно длинных выдержках, в условиях недостаточной освещённости. Но и это ещё не всё. Стабилизатор просто делает жизнь чуть комфортнее. Мало кто задумывается о том, что работа автофокуса зависит от стабилизации: чем меньше трясётся картинка в видоискателе, тем проще автоматике навести резкость.

Степени свободы, колебания, по которым компенсирует стабилизатор Olympus

Степени свободы, колебания, по которым компенсирует стабилизатор Olympus

Наконец, съёмка видео. Вернуться из путешествия без road movie сегодня — дурной тон. Это может быть просто ролик для соцсетей или полноценный документальный фильм — всё зависит от вашего мастерства. Но только при использовании высокоэффективного стабилизатора вы сможете снимать плавные кадры в движении, обходясь без стедикама или штатива со слайдером. А иногда и вовсе можно обойтись без штатива.

Фото: Сергей Мельников

Фото: Сергей Мельников

Всегда и везде

Секрет удачного кадра — камера должна быть всегда наготове. Заметьте, не в сумке или чехле, а в руке фотографа. Это не проблема, когда на улице светит солнце. А если идёт дождь или снег? Ведь самые интересные снимки получаются в экстремальных условиях.

Сергей Мельников: «Камера абсолютно неубиваемая. В каких только условиях мне не приходилось снимать! Камера работает! Она видела всё! Падения, солёную воду океана, 45-градусную жару, проливной дождь. Ни одного сбоя. Осталось проверить только холодом».

Сергей Мельников: «Камера абсолютно неубиваемая. В каких только условиях мне не приходилось снимать! Камера работает! Она видела всё! Падения, солёную воду океана, 45-градусную жару, проливной дождь. Ни одного сбоя. Осталось проверить только холодом».

Фото: Виктория Роготнева

Фото: Виктория Роготнева

На этом рисунке показаны места установки уплотнительных прокладок влагозащиты в камере и объективе Olympus.

На этом рисунке показаны места установки уплотнительных прокладок влагозащиты в камере и объективе Olympus.

Для путешествий стоит выбирать фотоаппараты и объективы с пыле- и влагозащитой, которым непогода нипочём. Подобных моделей немало в линейке Olympus. Например, OM-D E-M5 Mark II.

Путешествие по-своему

Я вас удивлю, но почти каждый уголок на планете Земля сфотографирован. Фотографы добрались и до гималайских вершин, и до атлантических глубин, отсняли сердце пустыни и дно самой глубокой пещеры. Даже в жерло вулкана заглянули сотни и тысячи раз. Конечно, можно попытаться взять билет с тремя пересадками до самого далёкого острова и попытать счастья в поисках уникальных сюжетов там, но есть совет попроще.

Фото: Виктория Роготнева

Фото: Виктория Роготнева

Возьмите фотоаппарат и снимайте мир таким, каким видите его именно вы. И здесь камеры Olympus вам помогут. Порой привычному сюжету, рядом с которым вы легко найдёте протёртые ножками штативов дыры в асфальте, не хватает немного красок. Можно приукрасить ваши кадры потом, на этапе постобработки или даже в момент публикации в соцсети (об этом мы попозже поговорим). Но намного интереснее сразу снять так, как ты хочешь видеть: ты и только ты!

Фото: Виктория Роготнева

Фото: Виктория Роготнева

Я говорю о возможности работы с различными фильтрами и эффектами «на лету», которые предоставляют фотографу камеры Olympus. Здесь выбор действительно широк. Самый простой способ — это фильтры Art, доступные в соответствующем режиме съёмки. Здесь представлены эффекты на любой вкус. Будущий результат сразу виден на дисплее камеры, и вы можете строить композицию и выбирать момент уже с учётом того, в какой стилистике будет построен ваш кадр. Это безусловный плюс такого решения.

Фильтр «Поп Арт»

Фильтр «Поп Арт»

Фильтр «Зернистость»

Фильтр «Зернистость»

Фильтр «Кросс Процесс»

Фильтр «Кросс Процесс»

Можно сразу сделать несколько кадров с разными эффектами за одно нажатие кнопки спуска. За это отвечает ART-брекетинг.

Можно сразу сделать несколько кадров с разными эффектами за одно нажатие кнопки спуска. За это отвечает ART-брекетинг.

Фото: Виктория Роготнева

Фото: Виктория Роготнева

В камерах Olympus есть множество интерфейсных решений, позволяющих гибко работать с цветом и светом непосредственно в момент съёмки.

С помощью этой настройки вы можете моментально изменить цветовую гамму всего снимка, отрегулировав тонирование и насыщенность при помощи двух управляющих дисков.

С помощью этой настройки вы можете моментально изменить цветовую гамму всего снимка, отрегулировав тонирование и насыщенность при помощи двух управляющих дисков.

Например, есть инструмент, позволяющий после нажатия одной из программируемых кнопок двумя колёсиками подобрать оптимальную насыщенность цветов и тонирование снимка. И всё это в момент съёмки: в видоискателе или на дисплее.

Настройки цвета и тоновой кривой удобно производить при помощи двух управляющих дисков.

Настройки цвета и тоновой кривой удобно производить при помощи двух управляющих дисков.

Не менее гибкий инструмент — тоновая кривая. Да-да, это та же кривая, что и в Photoshop, только живущая на экране вашей камеры и настраиваемая непосредственно в момент съёмки.

Тоновая кривая работает так же, как в Photoshop, только вы видите результат на экране ещё перед съёмкой.

Тоновая кривая работает так же, как в Photoshop, только вы видите результат на экране ещё перед съёмкой.

Фото: Виктория Роготнева

Фото: Виктория Роготнева

Как использовать подобный инструментарий, решать вам. Можно попытаться получить максимально точное воспроизведение реальности, а можно сделать яркий и красочный шедевр. Принцип «я так вижу» никто не отменял. Снимайте так, как умеете только вы.

Всегда на связи

Возможно, там, куда вы отправляетесь, нет электричества. Возможно, там нет горячей воды. Но я не поверю, что современный фотограф способен прожить без интернета и социальных сетей. В аэропорту, в кафе, в городском парке он найдёт интернет! А дальше что? Что показать друзьям? Конечно, фото из камеры!

Фото: Сергей Мельников

Фото: Сергей Мельников

Интерфейс приложения

Интерфейс приложения

Просмотр фотографий в памяти камеры

Просмотр фотографий в памяти камеры

Просмотр фото, скачивание на мобильное устройство

Просмотр фото, скачивание на мобильное устройство

Современные модели фотоаппаратов Olympus имеют беспроводной Wi-Fi-интерфейс, позволяющий подключать их к смартфону и обмениваться между устройствами файлами. И вот он — путь шедевра в социальные сети. Ну хорошо, можно просто отправить снимок родным и показать, как здорово вы путешествуете.

Дарья Булавина: «В путешествиях могут пригодиться поддержка режима высокого разрешения, позволяющего снимать горные пейзажи в 80-мегапиксельном режиме RAW (на Olympus PEN-F), управление камерой со смартфона, встроенная поддержка time lapse и ряд композитных режимов, с которыми можно получить сложные творческие кадры с треками звёзд или северным сиянием, не прибегая к Photoshop, а затем сразу поделиться ими с подписчиками, передав через Wi-Fi».

Дарья Булавина: «В путешествиях могут пригодиться поддержка режима высокого разрешения, позволяющего снимать горные пейзажи в 80-мегапиксельном режиме RAW (на Olympus PEN-F), управление камерой со смартфона, встроенная поддержка time lapse и ряд композитных режимов, с которыми можно получить сложные творческие кадры с треками звёзд или северным сиянием, не прибегая к Photoshop, а затем сразу поделиться ими с подписчиками, передав через Wi-Fi».

Однако приложение позволяет не только скачивать фото с камеры и переносить их в память смартфона. Оно способно выступать в роли дистанционного пульта управления. Это незаменимая вещь при скрытых съёмках, когда вы ставите камеру в стороне, а за происходящим наблюдаете через экран смартфона, в нужный момент нажимая кнопку спуска.

При дистанционном управлении доступна не только живая картинка из камеры, но и все основные настройки.

При дистанционном управлении доступна не только живая картинка из камеры, но и все основные настройки.

Все необходимые настройки камеры при этом доступны дистанционно. Наконец, при ночных съёмках смартфон с успехом заменит обычный спусковой тросик, позволяя не раскачивать штатив нажатием спуска.

Фото: Виктория Рогтнева

Фото: Виктория Рогтнева

Time Lapse

Про видео из путешествия мы уже упомянули выше. Здесь всё ясно и понятно: берёшь и снимаешь. Но когда вы соберётесь монтировать ролик, вам как воздух понадобятся красивые перебивки и яркие кадры для титров. Их не хватает всегда. Каждому видеоролику нужна эффектная фишка. Лучший способ решить эту проблему — сделать «как в телевизоре»: многие известные кинокомпании используют для перебивок интервальные видеоролики, на которых происходящее перед камерой ускорено в разы.

Камеры Olympus тоже умеют снимать такое видео и делают это неплохо. Но главное, вы можете экономить ресурс затвора. Ведь за один ролик камера может сделать около 1000 кадров (интервальные ролики «склеиваются» из отдельных фотографий), а вы получите всего несколько секунд хронометража. Просто включите электронный затвор. Съёмка будет бесшумной, а механические шторки пусть «отдыхают» и не расходуют свой драгоценный ресурс, который гарантирован «всего» в пределах 100000–150000 срабатываний.

Включение интервальной съёмки

Включение интервальной съёмки

Настройка разрешения

Настройка разрешения

Настройка интервальной съёмки

Настройка интервальной съёмки

И ещё один интересный момент. Вы не ограничены разрешением Full HD. Современные камеры Olympus могут создавать 4K-ролики time lapse. И если ваш основной фильм снят или монтируется в Full HD, то интервальный ролик может быть дополнительно «оживлён» за счёт панорамирования, плавного наезда или других эффектов в процессе монтажа. Запас разрешения никогда не бывает лишним!

Вместо заключения

Мы не будем давать вам множество советов по съёмкам в путешествии, они слишком банальны: снимайте на закате или восходе, погрузитесь в атмосферу, ищите необычные сюжеты… Просто забудьте обо всём, что вы видели раньше и покажите на фотографиях окружающий мир таким, каким видите его вы. Создавайте живые и настоящие фотографии, а камеры Olympus вам в этом помогут.

Фото: Виктория Роготнева

Фото: Виктория Роготнева

Дата публикации: 30.08.2016
Комментировать

Серия статей

Развернуть весь список

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus