Вверх
  • Как и какой фотоаппарат выбрать?
  • Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
  • Какой компактный цифровой фотоаппарат выбрать? (осень 2012)
  • Какую цифровую зеркальную или гибридную камеру выбрать? (осень 2012)
  • Какую цифровую зеркальную или гибридную камеру выбрать? (весна 2013)
  • Как лучше и безопасно хранить фотографии
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)

Обсудить

Зеркалка или «мыльница»?

На фоне резкого падения стоимости цифровых зеркальных камер для многих потребителей наиболее обоснованным представляется покупка недорогой и компактной зеркалки с «китовым» объективом. Процесс «демократизации» цен на зеркальные камеры имеет и еще одно последствие: цифровые зеркалки сами по себе уже не воспринимаются как атрибут профессионального фотографа.

Со стороны производителей это довольно хитрый ход. Да, вы получаете за сопоставимые деньги зеркалку с объективом. При определенных условиях ею можно делать более качественные снимки. Но вы сразу понимаете: если есть желание расти дальше, предстоят не менее значительные расходы, связанные с покупкой специальных (или просто более качественных) объективов, вспышек и многих других аксессуаров, без которых спокойно обходятся владельцы навороченных «мыльниц».

Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Фотоаппарат Canon EOS 300D
Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Фотоаппарат Canon EOS 300D

Иными словами, вы попадаете в заботливо расставленные сети, начинаете тратить все больше на «железо» — и закономерно ждете, что результат не заставит себя ждать. Каково же удивление многих, когда они видят, что компактная «мыльница» во многих случаях не только удобнее, но и снимает почти так же. А если речь идет о качественной пленочной «мыльнице» — то и результат иногда получается более «художественный», причем на его достижение усилий уходит столько же или меньше, чем в случае съемки на цифровые зеркалки.

После выхода в 2003 году «революционной» цифрозеркалки Canon EOS 300D цифровые камеры со сменной оптикой стали достоянием фотолюбителей. Сегодня за $650–700 можно получить «цифрозеркалку» со штатным объективом или продвинутую камеру с качественной несменной оптикой, такую как Canon G9, Ricoh GR II Digital, Fujifilm S100fs. Какой же вариант более предпочтителен?

Какие преимущества обеспечивает любая зеркальная камера? Прежде всего это возможность съемки без вспышки на высоких ISO. За счет большей площади пикселя у зеркалок достигается низкий уровень шума, что является вторым по важности их достоинством. Обычная «мыльница» на чувствительности ISO 400 «шумит» сильнее, чем зеркалка на ISO 1600. Правда, есть и исключение из этого правила. В 2008 году появилась первая «карманная» цифровая фотокамера, оснащенная матрицей большого размера, — Sigma DP1. Данная модель в большей степени ориентирована на профессиональных фотографов, поскольку оснащена широкоугольным объективом с фиксированным фокусным расстоянием (без функции оптического зума).

Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Фотоаппарат Sigma DP1
Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Фотоаппарат Sigma DP1

Система автофокусировки в зеркальных камерах лучше и быстрее (так как устроена по иному принципу, нежели в компактах), хотя и менее функциональна (отсутствуют подвижная точка фокусировки, увеличение при наводке на резкость в ручном режиме). Таким образом, при съемке в сложных условиях зеркалки опережают большинство компактных камер, хотя встречаются и исключения — зеркалки, которые не очень уверенно фокусируются в темноте (например, Olympus E-400), компакты, которые отлично работают в сумерках (Fuji S9600).

После непродолжительной практики штатный объектив зеркалки обычно заменяется на нечто более серьезное — дорогостоящий профессиональный зум или набор светосильных «фиксов». А в начале пути вы приобретаете лишь базовый набор и массу возможностей, большинство из которых возможно реализовать только с дополнительно приобретаемой (не штатной) оптикой — мощный зум, стабилизатор изображения (для систем Canon/Nikon), макросъемка. Но готовы ли вы тратиться на «зеркальный конструктор»? Преимущество компактной камеры — возможность сделать удачный снимок «навскидку». Такая камера всегда под рукой. Не привлекает внимания окружающих, обладает «умной» автоматикой и большим количеством сюжетных режимов съемки, в которых все необходимые настройки уже сделаны за вас. Можно сразу заняться творчеством, не отвлекаясь на технические аспекты съемки. В то же время многие новые зеркальные камеры приобрели функцию Live View, с помощью которой стало возможным визирование по дисплею. Некоторые из них наряду с возможностью вывода на ЖК-дисплей изображения приобрели и дополнительную контрастную фокусировку, реализованную по аналогии с цифровыми «мыльницами» .

Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Pentax K20D
Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Pentax K20D

Мегапиксели и функции

Разрешающая способность оптики компактной ЦФК обычно выше, чем «китовых» объективов зеркальных камер. Для крохотной 1/1,8” матрицы компактной камеры проще сделать высококачественный объектив, чем для большой матрицы зеркалки. Неудивительно, что некоторые компакты с точки зрения детализации обходят некоторые зеркалки в «китовом» комплекте, если речь идет о съемке на низкой чувствительности. За примерами далеко идти не нужно: Canon G9, Fujifilm F50fd, Ricoh GR II Digital. В то же время на 100% реализовать потенциал 12- или 14-мегапиксельной матрицы зеркалки позволит далеко не каждый объектив.

Одной из наиболее востребованных функций является стабилизатор изображения, встроенный в крепление матрицы либо в объектив. В обоих случаях стабилизатор ощутимо снижает риск получить смазанный кадр на длинных выдержках (в некоторых случаях вплоть до 1/8 сек.). Оптический стабилизатор работает более эффективно, чем механический (sensor-shift). Это подтверждается данными, которые приводят сами производители. Например, встроенный в крепление матрицы зеркальной камеры Sony A200 стабилизатор Super Steady Shot обеспечивает выигрыш от 2,5 до 3,5 ступени выдержки, в то время как система Vibration Reduction второго поколения (VR II) в объективе Nikkor 18–200 mm f/3,5–5,6G обеспечивает выигрыш до 4 ступеней. В объективах компактных камер подобная тенденция также имеет место, хотя на практике в обоих случаях реальная разница редко превышает одну ступень выдержки: многое решает твердость ваших рук. С увеличением оптического зума польза от стабилизатора стремительно снижается. Кроме того, конкретное значение допустимой выдержки зависит от подвижности объекта съемки. Быстро движущиеся объекты нужно снимать на коротких выдержках независимо от того, насколько эффективно работает стабилизатор.

Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Фотоаппарат Sony A350
Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Фотоаппарат Sony A350

Механический стабилизатор в зеркальной камере работает с любой современной оптикой (Sony, Olympus), либо вообще с любой оптикой, включая старые объективы с ручной фокусировкой. Такая функция реализована в зеркальных фотокамерах Pentax за счет возможности ручной установки фокусного расстояния объектива в меню камеры при использовании объективов, не оснащенных электроникой. Преимуществом стабилизатора в объективе является то, что результат его работы виден в видоискателе зеркальной камеры. Однако, если у вас компактная «мыльница» или зеркалка с функцией Live View (кроме моделей Sony A300/A350), результат будет отображаться на ЖК-дисплее камеры и в том случае, когда камера имеет стабилизатор sensor-shift.

Самые дешевые «цифромыльницы» похожи друг на друга, а вот их более дорогие собратья имеют «целевую аудиторию». Для пейзажей больше подходят модели с широкоугольным объективом (Fujifilm F100fd), для портретов важна функция обнаружения лиц в кадре (присутствует у большинства новинок). Влагозащищенные аппараты (Olympus SW-серии, Pentax W60, Ricoh 500G) работают под водой, не боятся падений с небольшой высоты. Существуют и такие камеры, которые предназначены для экстремальных условий эксплуатации: не боятся ударов и обладают повышенной надежностью. Пока в продаже доступна всего одна подобная модель — Fujifilm Big Job HD-3W, предназначенная для использования в тех областях, где обычная цифровая камера долго не прослужит.

Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Фотоаппарат Ricoh GR II Digital
Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Фотоаппарат Ricoh GR II Digital

Отдельный класс — «профессиональные» компактные камеры с объективом без зума, такие как Sigma DP1 и Ricoh GR II Digital. Обе оснащены резким широкоугольным объективом (28 мм в 35-мм эквиваленте), оптимально подходящим для съемки пейзажей и архитектуры. Плюсы DP1 — меньшие шумы, высокая детализация без аберраций и артефактов. На стороне модели Ricoh — большая глубина резкости и великолепная оптика.

Отметим, что влияние на результаты оказывает не только набор функций, но и внешний вид фотоаппарата. Стильные модели способствуют активному творчеству и сами являются результатом творчества дизайнеров. Хотя слишком экстравагантного дизайна лучше все же избегать, так как излишнее внимание окружающих редко идет на пользу делу.

К стоимости фотоаппарата добавятся затраты на карту памяти, а возможно, еще и набора аккумуляторов и зарядного устройства. Стоить такие «аксессуары» будут от 1500 тыс. рублей (карта SD на 2 Гб, сменный аккумулятор).

Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Фотоаппарат Fujifilm S100fs
Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Фотоаппарат Fujifilm S100fs

«Непаспортные» характеристики

Фотоаппараты разных марок, оснащенные сходной матрицей и оптикой, различаются по «художественным» особенностям. Многим нравится насыщенная картинка, которую выдают «цифромыльницы» Olympus, другим — сочная цветопередача Fujifilm, а третьим — портретная мягкость с преобладанием теплых тонов, свойственная Pentax. Дешевые модели могут не отличаться от дорогих по паспортным характеристикам, о которых говорят консультанты в магазинах. Но при сходном размере дисплей имеет разрешение в два раза ниже, а «лишние» мегапиксели повышают лишь требования к объему карты памяти и условиям съемки.

Даже правильный выбор той или иной модели ЦФК не гарантирует, что вы сможете делать качественные фотоснимки. И дело здесь может быть не только в том, что подходящая камера банально «не ляжет в руку», но и в возможности расхождения в качестве снимков различных экземпляров конкретной модели. При покупке зеркальных камер Canon, Sony, Sigma следует обратить пристальное внимание на точность фокусировки. Такие ошибки, как фронт- и бэк-фокус (фокусировка перед или за объектом съемки), не подлежат устранению в домашних условиях. В некоторых камерах, например Pentax K20D, фронт- и бэк-фокус могут быть исправлены самостоятельно в основном меню фотоаппарата. Кстати о фотокамерах Pentax. В обновленной линейке зеркалок и полупрофессиональная модель Pentax K20D, и младшая модель Pentax K200D имеет пыле- влагозащиту, что у других производителей встречается как правило лишь в профессиональных и иногда полупрофессиональных фотоаппаратах.

Удачный снимок можно сделать любой камерой, но количество усилий для его создания зависит от конкретной модели. Автоматику легко проверить, увеличив снимок и обратив внимание на точность цветопередачи, яркости изображения и правильность фокусировки. Для «творческих» камер большую роль играет система управления настройками.

Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Olympus E-420
Предыдущая версия статьи "Какой фотоаппарат выбрать?" (весна 2008)
Olympus E-420

Тем, кто часто посещает вечеринки и концерты, нужна камера, способная делать стабильно качественные снимки при плохом освещении. Для макро и пейзажей шумы не столь критичны, зато важна резкость изображения.

Чтобы выяснить, как хорошо фотоаппарат «держит удар» в условиях плохого освещения, достаточно проверить его в деле еще в помещении магазина, отключив вспышку. Затем просмотреть снимки на мониторе компьютера. Сразу станет понятно, насколько уверенна фокусировка, насколько заметны шумы, насколько точна автоматика. Если речь идет о зеркальной камере — желательно использовать при этом формат RAW. При съемке в JPEG многие недостатки камеры удается скрыть за счет сильного шумоподавления, но о реальных возможностях камеры вы все равно не получите 100% понимания.

Пока не существует «универсальной» цифровой камеры, которая была бы хороша со всех точек зрения. «Продвинутые компакты» оптимальны для повседневного ношения; ультразумы — удобны в поездках; водонепроницаемые «мыльницы» намного компактнее, чем обычные камеры с подводным боксом. Зеркальные камеры обладают наибольшей универсальностью за счет сменной оптики, а также оснащены матрицей большого размера, которая обеспечивает приемлемое качество изображения в самых разных условиях. Неудивительно, что опытные фотографы редко ограничиваются одной камерой, но используют различные варианты для воплощения тех или иных задач.

Опубликовано: 02.08.2014

Обсудить
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
F933c09b b053 45d7 8ffe 449744f694d2